Юрий Носов (juralis) wrote in eot_su,
Юрий Носов
juralis
eot_su

Истуканы Маркса

В последнее время я всё чаще начал натыкаться на разного рода людей, которые утверждают, что они коммунисты, марксисты, ленинисты и прочие -исты. Может быть я просто раньше их не замечал, а может быть они действительно как-то активизировались — не знаю. В принципе, мне это в данном случае, не кажется очень уж важным. Я хочу обратить внимание на то, как и о чём они говорят и на что это похоже.

В моём представлении, марксизм, как и любое другое учение — это не просто текст, а прежде всего живое действие конкретных людей, их живое слово и их взгляд на мир. В этом смысле, не важно о каком учении говорить: о марксизме, конфуцианстве или христианстве и т.д. Учение мертво без последователей, которые и претворяют те или иные идеи в жизнь. При этом, если даже кто-то называет себя христианином, но не держится заповедей Христа, то вряд ли можно назвать его христианином, что бы он сам о себе не говорил и не думал. Человек, который говорит, что ему нравится некая барышня, но при этом он напивается и избивает её или к примеру "ходит налево" — не является влюблённым ухажером, а является уродом. Так ведь? Вот я бы и хотел немного поговорить о марксизме и марксистах не с точки зрения того, о чём писал и говори реальный Карл Маркс, а о том, что делают некоторые его последователи.

Существуют разного рода движения, партии, группы, отдельные люди, которые так или иначе заявляют о том, что они марксисты. Все могут в данном случае вспомнить свои примеры. Обычно люди привыкли к тому, что если партия назвала себя коммунистической или социалистической, то таковыми они и являются. И это подкрепляется тем, что у них есть какие-то соответствующие документы, где они это декларируют более развёрнуто, вставляют в них разного рода цитаты и прочее. Опять же, все уже привыкли, как приблизительно действуют, говорят и даже выглядят типичные представители подобных организаций. И зачастую с первого взгляда видно, что человек относится к тому или иному течению именно этого учения.

А теперь позвольте задать вопрос: Вы чувствуете фальшь? Вот, когда человек с Вами разговаривает, Вы чувствуете, когда он просто проговаривает какой-то текст, а когда он говорит нечто, что он говорит от себя? Даже если это самое "от себя" вполне идентифицируется как нечто принадлежащее тому или иному учению? Чувствуете ведь?

У большинства людей возникает некоторое неодобрение, когда он приходит на концерт нравящегося ему исполнителя и обнаруживает, что он выступает под фонограмму. Даже если этот исполнитель безупречно попадает губами в заранее записанную дорожку. Не с первого раза, так со второго или последующих разов обнаружится, что в исполнении конкретной песни нет какой-то живости. Сколько ни слушай — не будет изъяна, но не будет и каких-то живых нот, не будет импровизации, не будет нового чувства, эмоции в знакомой песне. Исполнение будет пресным. Захотите ли вы ходить на такие концерты? Кто-то наверное захочет, но искать он там будет не этих самых чувств, и эмоций, не прямого контакта с душой исполнителя, он будет на таких концертах искать нечто иное. Кто-то туда будет ходить провести весело время в компании, кто-то подраться, напиться, или может быть просто подчеркнуть свой статус. А может он просто получает деньги работая заводилой на этом концерте. Или человек просто не может уловить подобные нюансы. Как бы там ни было, но публика на концерте будет специфичная. Та, которая согласна на подобную подмену, либо та, которая не может в силу каких-то причин её обнаружить.

А что сделает человек, который эту подмену обнаруживает и при этом не согласен с ней? Он пойдёт на концерт другого исполнителя, который в чём-то близок по содержанию с этим фонограммщиком, но при этом на концертах он жив. Возможно, этот человек даже будет покупать диски с записями фонграммщика (это ведь он делать умеет), но ходить на концерты он будет к другим. И рано или поздно, он может быть даже полностью откажется от восприятия творчества того исполнителя, просто в силу некоторого разочарования в его личности. Ну да и поделом.

Так вот, марксизм. Жил, да был Карл Маркс. Он исполнял вживую. Он выкладывался и творил. И был почитаем. Оставил он после себя много последователей своего творчества. Какое-то время его последователи активно развивали его творения и дополняли свежими мыслями. Они так же выступали живьём. Могли встать и с места что-то исполнить. Но в какой-то момент, по злому ли умыслу или по трагической случайности, чьему-то недосмотру — в общем, появились и такие исполнители, которые не то, чтобы даже были фонограммщики, но они просто репетировали и исполняли номера, которые придумали не сами. Они в силу своих особенностей и придумать-то ничего скорее всего не могли, но нужно было исполнять как можно более широко и они исполняли, а слушатели получали представление о творчестве. Очевидно, что какое-то время это устраивало и авторов и слушателей.

И в какой-то момент произошло нечто страшное. Авторов не осталось. Остались лишь те самые исполнители. Они превосходно ориентировались в творчестве авторов, составляли каталоги их шедевров, систематизировали, и даже различным способом комбинировали. Но сами они уже не творили. И как-то так вышло, что факт отсутствия авторов эти исполнители скрыли от слушателя. А некоторые исполнители и вовсе объявили авторами самих себя и выдавали за свои творения те или иные замысловатые комбинации оригинальных творений, внося в них даже кое-какие вольные изменения и интерпретации.

Результат всем известен. В определённый момент, им перестали верить. Все слышали знакомые слова в новых аранжировках и с новыми направляющими, но фальшь...

И от исполнителей отвернулись. Ушли на концерт к тем, кто громче всех кричал про обман. Все ведь видели, что обман есть, вот и восприняли слова об обмане. А за одно восприняли и новое содержание, которое к марксизму не имело вообще уже никакого отношения. Да, я про перестройку и перестройщиков. Именно на их концерты стали приходить обманутые слушатели. Впрочем, были и те слушатели, которые видя обман, отказались идти к перестройщикам по причине того, что их музыка элементарно не нравилась. Были и те, кто говорил, что имеются только вот эти исполнители, а это хоть что-то — то есть, лучше, чем ничего. Но все уже всё поняли. Страна уже разрушилась. Зазвучала новая, зачастую очень безвкусная музыка. Были там даже и авторы, которые действительно что-то творили в своём жанре. В общем, стало так, как все мы видим вокруг себя. А что же марксисты? По всей стране стоят каменные, бронзовые и иные памятники Марксу, улицы носят его имя, да и вообще осталось множество поклонников его творчества. Они прекрасно понимали, что осталось только это. И что в сущности, марксизм превратился в подобие этих имён и памятников. Они могут быть исполнены в разных позах, размерах, из разных материалов, они могут быть большие и маленькие, бюсты и в полный рост. Но какое отношение эти памятники имеют к самому Марксу? Да, с лица похожи, но внутри — просто камень. Мысли-то живой нет...

Марксисты превратились в идолопоклонников, а живой Маркс — в тысячи истуканов раскиданных по стране. У этого культа есть и служители, которые произносят на распев древние мантры. Они по прежнему исполняют старые хиты и иногда разбавляют их своими корявыми ремейками. И это кому-то даже нравится.

Сколько можно делать для поклонников творчества Виктора Цоя групп, которые поют песни Виктора Цоя? Ходят ведь на их концерты? Ходят. Но иногда случаются интересные курьёзы, когда кто-то спонтанно творчески переосмыслил того же Цоя и создал нечто новое и при этом в его духе, но ему ведь обязательно скажут: "Эй, ты чего делаешь? Покушаешься на нашего Цоя? Ты зачем искажаешь его? Он такого не писал и не сочинял! Вот мы — исполняем всё точно, по аутентичным нотам, его тембром, в его ритме. Даже двигаемся так же. А ты тут с какими-то своими новоделами хочешь к его творчеству примазаться! А небось ведь и не все песни его слышал? А вот такую вот редкую запись слышал? Или вот тут он на квартирнике выступил и кто-то его на магнитофон записал. Нет? Да ты в творчестве-то его не разбираешься! Не о чем с тобой разговаривать. Пойди сначала всё прослушай. А ещё лучше приходи к нам на концерт, мы уже всё послушали и внимательно во всём разобрались."

В принципе, это всё, что я хотел сказать о марксизме. Я специально не называл никаких имён и названий, но мне кажется, что все всё поняли и уловили, о ком и о чём идёт речь. Добавлю лишь то, что авторы всё-таки есть. И они творят. И на их "концерты" ходит всё больше людей, и исполняют они вживую и не из корысти, а того самого творчества ради.

Приходите послушать!

Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments