solaris_x86 (solaris_x86) wrote in eot_su,
solaris_x86
solaris_x86
eot_su

Categories:

77-летию со дня рождения Владимира Высоцкого. "Четвертый"

Постер_фильма_«Четвёртый»_(СССР,_1972)       Владимир Высоцкий всегда стоял и будет стоять особняком среди тех, кто нес людям образы воплощения высоких смыслов. Может быть потому, что он как Данко - герой Горького из "Старухи Изергиль" - отдал всего себя народу, сбившемуся с пути. А может быть потому, что каждый слышал в его песнях, что то близкое именно себе. Или потому, что Высоцкий один из немногих сочетал в себе и талантливого автора и исполнителя.
В конце концов, как сказал один из современных писателей, есть только один человек, который лучше всего поет песни Высоцкого - это сам Высоцкий.

Тем печальнее факт того, что сегодня, в очередной день рождения Поэта мы не видим не то что мало-мальских попыток понимания феномена Высоцкого, но и просто - мероприятий в память о творце и его творчестве. Творчестве, между прочим, плотно пронизанном метафизикой.

Поэтому, вряд ли можно назвать случайным тот факт, что часто и роли в кинематогрофе доставались Высоцкому, что называется "с изюминкой". Одна из подобных ролей - в фильме "Четвертый", снятом по одноименной пьесе Константина Симонова.

Сюжет ее начинается так:
        Когда то, еще во время Великой Отечественной войны, в фашистком плену оказалась группа союзников, в том числе экипаж самолета, на котором летал герой Высоцкого - ОН (именно так названа роль). Трое из экипажа решают пожертвовать собой ради организации побега и спасения остальной группы. Волею судеб, героя не включают в тройку- и он остается жить, давая своеобразную клятву в  последнем диалоге с товарищами по оружию:

— По правде говоря, Дик (так зовут командира летающей крепости, решившего ценой своей жизни организовать побег), мне будет совестно жить.
— А ты живи так, чтобы тебе не было совестно.


Они ушли. Он выжил, как и многие из того барака. Выжил, перебрался на свой континент после войны и... забыл о том долге, что связал его с тремя погибшими товарищами. Забыл - и зажил жизнью сытого мещанина успешно двигающегося вверх по карьерной лестнице. Даже если цена такого движения - отказ от любимой женщины.

Однако, комфорт и деньги не приносят герою счастья, они лишь требуют жертв, все новых и новых. И рано или поздно он оказывается перед решающим выбором - предать память погибших окончательно, принеся в жертву золотому тельцу свое человеческое "Я", либо усилием воли содрать накопившийся нарост "конъюктурных" поступков и обрести себя - настоящего, живущего не ради мелких интересов, но великих смыслов. Именно в этот момент к герою приходят старые товарищи, погибшие 20 лет назад в фашистком лагере смерти...

Полностью сюжет фильма приводить не буду - лучше посмотрите сами, тем более что он интересен не только с содержательной точки зрения, о которой чуть ниже - но и с технической. Например с той, как в Советском Союзе показывали современный Запад. Ведь нынче обывателю, особенно выросшенму в постсоветское время, кажется что советская идеологическая машина напрочь давила "свободное сознание" рядовых граждан. А тем более в фильмах - условный Запад всегда должен был проигрывать по всем статьям советскому образу жизни. И идеологическому и бытовому.

Крайне интересен фильм и подбором актеров - особенно в свете того, что многие из них стали впоследствии звездами первой величины.

Но главное, конечно же не в этом. Содержательная сторона фильма заставляет полностью забыть о различного рода прятных частностях, ибо в ней показана одна из центральных (и кем то старательно скрываемых во времена Советского Союза) тем послевоенного периода - осознания ответственности живых перед павшими, существования эгрегора всех тех, кто отдал свою жизнь за Родину. И постоянного диалога с ушедшими.

Но не только Константин Симонов адресуется в своих произведениях к теме "Живых и мертвых" (еще одного произведения  Симонова, экранизированного в 1964 году):

"...Смогли б ли мы, оставив их вдали,
Прожить без них в своем отдельном счастье,
Глазами их не видеть их земли
И слухом их не слышать мир отчасти?

И, жизнь пройдя по выпавшей тропе,
В конце концов у смертного порога,
В себе самих не угадать себе
Их одобренья или их упрека!

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?
Нет. Не избыть нам связи обоюдной.
Не мертвых власть, а власть того родства,
Что даже смерти стало неподсудно..."


Это отрывок из глубоко метафизического стихотворения Александра Твардовского "В тот день, когда окончилась война". Кроме Твардовского темой эгрегора павших занимались и Юрий Бондарев в своем романе "Берег" (также экранизированном) и Марлен Хуциев в фильме "Застава Ильича" и Андрей Тарковский в "Ивановом детстве".

Да и сам Владимир Семенович Высоцкий напоминает нам о долге:

"...Уходит обратно на нас поредевшая рота.
Что было - не важно, а важен лишь взорваный форт.
Мне хочется верить, что грубая наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход."


Но так уж вышло, что мы - как и герой Выскоцкого в фильме "Четвертый" - забыли о долге. Присягнули золотому тельцу и покатились в сладком полусне сытого мещанина к пропасти небытия. И вот уже перед нами стоит вопрос - сможем ли, как герой Высоцкого - содрать нарост мещанства и сделать первый шаг к цели, за которую предки заплатили жизнью...

Скачать фильм можно здесь


Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments