comrade_vo (comrade_vo) wrote in eot_su,
comrade_vo
comrade_vo
eot_su

Category:

Цифровой наркотик

Написать эту статью меня побудило мероприятие, прошедшее на площадке скандально известной "Антибиблиотеки". Мероприятие это было посвящено киберспорту. Причëм обсуждался вопрос возможности превращения киберспорта в профессиональную деятельность. Но для того, чтобы это обсуждать, необходимо хорошо понимать, в чëм привлекательность компьютерных игр и какое место они занимают в современном обществе. Товарищ kolganov_su достаточно хорошо описал это и сподвиг меня на то, чтобы высказать своё мнение по этому вопросу.

Известный психолог Виктор Франкл в книге "Страдания от бессмысленности жизни" пишет:

"Мне известны весьма показательные результаты опроса шестидесяти студентов Университета штата Айдахо, которые пытались покончить с собой. Этих студентов подробнейшим образом расспрашивали о мотивах самоубийства, и, как выяснилось, 85% опрошенных не видели в своей жизни никакого смысла. Примечательно, что 93% студентов, относящихся к этой категории, составляли психически и физически здоровые молодые люди, которые жили в хороших бытовых условиях, прекрасно ладили со своими родителями, занимались общественной деятельностью и отличались высокой успеваемостью."

Frankl

По Франклу, основная проблема современного человека - это острейший дефицит смысла жизни. И проблема эта имеет особую остроту именно в молодёжной среде. Франкл отмечает, что "среди основных причин смертности у американских студентов второе место — после дорожно-транспортных происшествий — занимает самоубийство, причём число покушений на самоубийство без летального исхода в пятнадцать раз превышает количество совершённых самоубийств."

Но почему проблема особенно остра именно в молодëжной среде? Основных причины две. Первая состоит в том, что молодой человек впервые столкнулся с проблемой поиска смысла жизни, и она имеет для него поэтому особую остроту. Вторая причина - это особенное состояние психики подростка. Василий Александрович Сухомлинский объясняет это так:

"Подросток видит то, чего еще не видит ребенок; он же видит то, что часто уже не видит, вернее, не замечает взрослый, потому что многие вещи становятся для него более чем привычными. Видение мира у подростка - единственное в своем роде, уникальное, неповторимое состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем, мимо которого проходим невозмутимо. Подросток принимает близко к сердцу то, что видит. Вот на яблоневом листе гусеница. Он задумывается: почему это в школьном (или колхозном) саду много гусениц? Что будет, если вредителей не уничтожить? Почему никто не обращает внимания на то, что гусеницы уничтожают материальные ценности?"

Sukhomlinski

Для подростка характерен максимализм в моральных оценках. Подростки - это своеобразные Дон Кихоты, воспринимающие всё за чистую монету и не склонные мириться с недостатками этого мира. Мир подростка в существенной степени чёрно-белый, без полутонов. Всё это приводит к тому, что именно в подростковой среде особенно ярко видны все проблемы общества.

Наркомания - одна из таких проблем. По статистике, на 2006 год почти половину наркоманов - 44,8% - составляли молодые люди до 22 лет! А динамика за последние годы просто чудовищная: с 1991 года возраст первой пробы снизился на 6 лет (с 17,6 лет в 1991 до 11,3 в 2006), а число смертей от наркотиков среди детей в 42 раза!! И это не случайно.

Наркотики - это особые яды, которые воздействуют на одну из подсистем в мозгу человека - мотивирующую. А ещё точнее, на систему вознаграждения (reward system). Ту самую систему, благодаря которой мы чувствуем положительные эмоции - от облегчения до эйфории. Воздействуя на эту систему, они запускают один из механизмов поощрения, либо механизмы, которые служат противовесом системы наказания (например, подавляют боль). В нормальном состоянии человек получает эти "поощрения" от своего организма с каждым достижением. Дети бегают и смеются потому, что выделяющиеся эндорфины "запустили" систему поощрения за физическую активность. У взрослых эта система, кстати, тоже запускается, но за большее достижение: эйфорию бегуна испытывают чаще марафонцы. Самые значительные "вознаграждения" человек получает за творческие достижения. Причём вознаграждение тем больше, чем большее значение имеет для человека эта работа.

Обладая сродством с одним или несколькими медиаторами - веществами, отвечающими за передачу сигналов от одного нейрона к другому, - наркотики активируют различные схемы в системе вознаграждения. Каждый тип наркотика обладает сродством со "своим" медиатором или медиаторами. Опиаты - с эндорфинами. Никотин схож с ацетилхолином, распространённом в основном на периферии нервной системы (на пути к мышцам), но имеется и в нейронах мотивационной системы. Каннабиноиды - с глицином - одним из основных тормозных нейромедиаторов, анандамидом и другими. Сложнее каннабиса действует только спирт (этанол). Он "подменяет" собой множество медиаторов, но наибольшим сродством он отличается по отношению к ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) - также одному из распространённых в организме тормозных нейромедиаторов.

Но, воздействуя на систему вознаграждения, наркотик её повреждает, вызывая серьёзные нарушения в работе. Причём как чисто физиологического свойства (включая такие проявления как синдром отмены - "ломку") так и психологического, выражающегося в виде неодолимой тяги к наркотику. Когда человек испытывает острейший дефицит положительных эмоций в результате дефицита свершений в своей жизни, даже однократный приём наркотического средства - этого суррогата счастливой жизни - может сделать человека наркоманом.

Но наркотики - это ещё и путь к быстрой смерти, причём сперва социальной, и только потом - физической. И почти все это знают. Наркотики - это выбор для совсем уже отчаявшихся. Другой путь получения вознаграждений без реальных достижений - игра. Раньше это были в основном азартные игры, теперь всё большую популярность приобретают компьютерные. Ни те, ни другие не имеют общественной ценности, и это их роднит. Игры цветут буйным цветом в обществе, где нет смыслов. Именно такое общество описал Достоевский в невероятном по силе и точности сюжетов романе "Игрок", показав терзания молодых людей, пытающихся опереться на высшие смыслы в обществе, которое от этих смыслов в существенной степени отказалось. Похожую ситуацию описывает и Лев Толстой в романе "Анна Каренина", когда показывает душевные терзания брошенной Китти - и выход, который она находит, именно опираясь на свои высшие смыслы - в отличие от героя Достоевского. То общество, столетней давности, было также повреждено, но всё же оно было лучше сегодняшнего. Сегодня все высшие смыслы подвергаются осмеянию, религия находится под жёстким давлением со стороны части общества (вспомним противостояние с Pussy Riot), труд считается недостойным занятием (недавно слышал по радио рекламу со словами: "вот если бы можно было отдыхать и получать за это деньги?"). В современном обществе на человека, заговаривающего о высших смыслах, о смысле жизни, обычно смотрят как на идиота.

А когда нет смысла, нет цели всей жизни, человек буквально погружается в ад. Нет цели - нет достижений - нет вознаграждения, но есть страх, страх конечности существования. Страх постоянно, подспудно преследует человека, человек находится под постоянным стрессом, приводящим к депрессии. И тогда - наркотики и игры.

Современные компьютерные игры дают почувствовать себя героем, сверхчеловеком. Неспроста сейчас бурный расцвет переживают те игры, в которых надо в одиночку или в группе выходить против страшных монстров. World of Warkraft, Lineage, Runes, Perfect World и ещё много, много других. Это игры многопользовательские, в них кроме суррогатного героизма люди получают суррогатное общение и даже могут построить отношения в соответствии с теми идеалами, которые были привиты им воспитанием.

Другие игры позволяют занять свой ум решением задач, поэтому отдельный класс популярных игр - это головоломки. Те же Angry Birds эксплуатируют два стремления нормального человека: стремление к справедливости (птички же воюют с теми, кто украл их яйца) и потребность в решении сложных задач, потому что именно за сложные задачи внутреннее вознаграждение больше. Игры типа Counter Strike эксплуатируют естественное стремление людей (преимущественно мужского пола, что характерно) к соперничеству.

Как уже говорилось, игры не приносят обществу пользы. Играя на компьютере, человек просто на какое-то время выключается из нормальной общественной жизни, сжигая свою собственную жизнь в погоне за виртуальной морковкой. Впрочем, не совсем виртуальной. Он получает награду от своей системы вознаграждения, пусть гораздо более слабую, чем за реальные достижения, но всё же награду. Вот только игрок понимает, что это всё мелочи по сравнению с реальными достижениями в реальной жизни. И страх, беспокойство никуда не деваются. О них можно забыть на время игры, но постоянно играть невозможно, за редким исключением, когда человек в самом деле играет до смерти. Игра становится таким же наркотиком и так же, как наркотик, она со временем действует всё слабее. Игра - это не возможность снять проблему, это откладывание проблемы в долгий ящик. Проблема никуда не девается и со временем становится всё острее: ведь это только в игре персонаж не стареет и не меняется, а реальная жизнь постоянно напоминает человеку о её конечности. И кто-то оттягивает этот конец, а кто-то от отчаяния идёт на разного рода поступки. Такие, как стрельба в школах, ставшая уже обычным делом в США, но недавно пришедшая и к нам. Речь о московской трагедии, когда подросток, примерный ученик, сын обеспеченных родителей расстрелял в школе несколько человек. Обратите внимание: речь идёт о круглом отличнике, которому многие прочили блестящее будущее. Вот только парень, видимо, каким-то зрением разглядел это "блестящее" будущее. Я тогда напряжённо слушал обсуждения на радио, читал статьи в газетах в надежде, что хоть кто-нибудь укажет на корень проблемы. Увы. Никто не решился. И это не удивительно: ведь признание этой проблемы - это приговор этому обществу. Признав проблему, надо как-то её решать. А это очень затратное мероприятие.

Конечно, находятся люди, которые идут на любые издержки ради реальной награды. Но таких немного: ведь это означает пойти против мнения общества, не бояться отстаивать свои идеалы, трудиться не покладая рук. К сожалению, на это способны немногие.

А есть и другие, которые пытаются возвести патологию в ранг нормы. Эти другие объявляют, что игра - это нормально и что геймерство - это профессия будущего! Логика очень коварная: раз человек может получать за своё занятие деньги, то он - профессионал. Но тогда надо признать профессионалами всех игроков, включая участников викторин и лото. При этом игнорируется тот факт, что занятие компьютерными играми не имеет общественной ценности. Даже профессиональный спорт такую ценность имеет, позволяя нащупать границы человеческих возможностей, а где-то и понять, как за эти границы можно выйти. Результаты исследований в области профессионального спорта потом используются в медицине и в любительском спорте, позволяя сохранять здоровье нации. А компьютерная игра только сжигает человеческие ресурсы, не давая ничего взамен. И попытки затянуть побольше молодёжи в этот омут не могут у нормального человека вызвать ничего, кроме отвращения.

Давая ложные ориентиры, апологеты киберспорта уводят ребят с прямой дороги к счастью на кривую дорожку к суррогату, этому виртуальному наркотику, который убивает также эффективно, как и наркотик реальный.




</div>
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments