popoffich (popoffich) wrote in eot_su,
popoffich
popoffich
eot_su

Category:

Доклад: Частные Военные Компании. Часть 1.

обложка

Часть 1: Частные Военные Компании с правовой точки зрения



Впервые в информационном пространстве России, идею легализации Частных Военных Компании начали озвучивать в 2012 году.

11 апреля 2012 года в Государственной Думе избранному Президенту РФ Владимиру Путину был задан вопрос по поводу развития новой для России отрасли, частных военных компаний (ЧВК)- «Возможно ли появление их в нашей стране?». Депутат Государственной Думы Алексей Митрофанов тогда сказал:

«В последние годы в мире развивается такой бизнес, как частные военные услуги. Американцы почти на 350 млрд. долларов оказывают этих услуг. Частные военные компании, которые охраняют иностранное имущество и тренируют иностранный персонал, охраняют объекты инфраструктуры, оказывают огромное количество услуг в Ираке, и в других странах. Не кажется ли Вам, что мы тоже должны быть представлены в этом бизнесе? Готовы ли Вы создать, скажем, рабочую группу, которая проработала бы этот вопрос? Понятно, что это вопрос только в ведении Президента, поскольку речь идет о компаниях, обладающих оружием, в том числе выше стрелкового, среднего вооружения. Поэтому вещь серьезная».

Владимир Путин, отвечая на вопрос депутата, заявил, что он не против создания в России частных военных компаний, пообещал рассмотреть этот вопрос и дать  свой ответ на данное предложение: «Считаю, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства. Считаю, что над этим можно подумать и посмотреть».[1]

После этого заявления в СМИ «пошёл» поток публикаций на эту тему, и по материалам этих публикаций как раз и был подготовлен этот доклад.

К сожалению, тогда, в 2012, идею создания ЧВК по каким то причинам убрали «в стол» и больше к ней не возвращались.

Второе крупное упоминание об идее ЧВК было уже в связи с событиями на Украине в журнале «Эксперт» №17 (896) от 21 апреля 2014,  В виде дополнительного приложения к статье о женевской конференции. С комментарием Андрея Пушкина Управляющего партнера юридической компании Tenzor Consulting Group.

Где он излагал идею о необходимости легализации ЧВК и применения их на Украине. Более подробное разъяснение правового аспекта вопроса опубликовано на сайте Tenzor Consulting Group от 18 апреля 2014.

Ну и наконец последнее громкое событие, когда заговорили о ЧВК – это обращение лидера «Сути Времени» С.Е. Кургиняна, где он предложил создание ЧВК как действенную альтернативу прямому вводу войск на Юго-Восток Украины.

Соответственно именно в связи с этим обращением я и подготовил этот доклад, где попытался описать историю ЧВК в мире. Их типологию. Особенности их работы и применения. А также перспективы их создания в России.

Юридический статус и типология ЧВК

наемникУ ЧВК достаточно неопределенный правовой статус.

Перед кем они несут ответственность за свои действия?

Расширение частного сектора в военном деле вызвало шквал критики со стороны правозащитных организаций, поскольку они видят в ЧВК лишь изощренную форму классического наемничества. Международные документы определяют наемничество как преступление:


1) Статья № 47 дополнительного протокола № 1 Женевской конвенции 1977 года;
2) Конвенция ОАЕ 1977 года об уничтожении наемничества в Африке
3) Конвенция ООН 1989 года против вербовки, использования, финансирования и тренировки наемников. К этой конвенции присоединились 22 страны, ратифицировали документ 21 страна, но среди них нет ни США, ни России, ни любой другой индустриальной державы, кроме Италии.

На «солдат удачи» не распространяется статус военнопленных. В целом, согласно статье № 47, наемник — это иностранец, который временно завербовался по личной инициативе для непосредственного участия в вооруженном конфликте с целью получения личной выгоды. Конвенция ООН относит к категории наемников также тех, кто завербован для участия в актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности.

Между тем, к ЧВК эти размытые определения трудно применимы. Большинство членов ЧВК работают по долгосрочным контрактам в качестве советников и технических специалистов, а не прямых комбатантов (по крайней мере, так декларируется). В вопросе мотивации трудно провести грань, например, между наемниками, иностранными добровольцами и инструкторами ЧВК, ведь все они получают материальное вознаграждение.

Из-за неясности юридического статуса контрактников невозможно привлечь к суду. Например, в скандале с издевательствами над арестованными в тюрьме Абу Грейб были замешаны сотрудники двух ЧВК Titan и CACI, но никто из них не попал под суд. Частные военные компании, как и отряды обычных наемников, продают военные услуги, но на этом сходство кончается. ЧВК официально зарегистрированы (многие в офшорах), имеют уставы и традиционную бизнес структуру, очень часто входят в состав транснациональных корпораций, спектр предоставляемых ими услуг не ограничивается только военной областью.

Кроме того, ЧВК прямо или опосредованно работают лишь с официально признанными правительствами. Среди их клиентов ООН и международные гуманитарные организации. Однако международный юридический статус, а, следовательно, и механизм регулирования деятельности ЧВК до сих пор не определен.

17 сентября 2008 года 17 государств* согласовали «Документ Монтрё», содержащий правила и положения о передовых практических методах в отношении частных военных и охранных компаний, действующих в зонах вооруженных конфликтов.

Исходя из анализа этого документа, можно сказать что он:

Дает определения для ЧВК, заказчика, и страны где действует ЧВК

Определяет права и обязанности ЧВК, заказчика и страны где действует ЧВК

Носит рекомендательный характер и необязателен к выполнению

Постоянно ссылается на необходимость соблюдения Женевской конвенции о гуманном отношении, недопущении дискриминации и т.д

На уровне государств только в двух странах созданы схемы, которые регулируют деятельность ЧВК: в США и ЮАР.

В Соединенных Штатах продажа военных услуг регулируется Законом о контроле над экспортом вооружений, согласно которому каждая частная военная или охранная компания (ЧОК) обязана получить в Госдепартаменте лицензию для работы за рубежом. В случае получения лицензии деятельность фирмы по выполнению контракта будет контролироваться Государственным департаментом. Кроме того, сделки, стоимость которых превышает 50 млн долларов, подлежат одобрению конгрессом.

Не исключено, что новым направлением деятельности, и это, прежде всего, возможно в США, может быть привлечение частных военных компаний к локализации вооруженных конфликтов внутри страны. В преддверии глобального экономического кризиса, США могут, в соответствии с новой«Оперативной концепцией Армии США на 2016-2028 года», привлекать ЧВК для локализации беспорядков внутри страны, подавления вооруженных выступлений, борьбы с терроризмом, охраны вновь построенных «гетто» и сопровождения туда интернированных боевиков и террористов.[3]

В ЮАР деятельность ЧВК или ЧОК лицензируется Национальным комитетом по контролю над обычными вооружениями согласно Закону о регулировании иностранной военной помощи 1998 года (Акт о наемниках).

Британское правительство в 2002 году добавило в Зеленую книгу (Green Paper) документ, где изложило подходы по созданию схемы лицензирования ЧВК и ЧОК. Но одновременно здесь действует закон о вербовке на иностранную службу 1870 года, настолько несовременный, что его легко обойти.

Обозначить четкую границу между частной военной и частной охранной компанией непросто. Считается, что ЧВК — это компания, которая предоставляет наступательные услуги, т.е. прямо или опосредованно направленные на разрешение какой-то ситуации военным путем. В свою очередь, ЧОК предоставляют оборонительные услуги для защиты жизни и собственности клиента. Однако очевидно, что в зонах боевых действий все зависит от обстановки: например, при защите нефтепровода охранная компания может проводить боевые операции против местных партизан или бандитов.

Частные военные компании можно условно разделить на четыре типа:

1) компании военных услуг (military provider company). Предоставляют клиентам тактическую поддержку в ходе боевых действий, включая непосредственно участие в боевых операциях;

2) консалтинговые компании (military consulting company). Консультируют по вопросам стратегического планирования, реформирования вооруженных сил, непосредственно содействуют в тренировках армейских подразделений, обучении работе с новыми типами вооружений;

3) логистические компании (military support company). Занимаются тыловым обеспечением войск и строительством военных объектов. В эту же группу входят и компании, обслуживающие  армейские компьютерные системы или новые сложные системы вооружений;

4) частные охранные компании (ЧОК) или компании по безопасности (private security companies). Их сфера — кризисный менеджмент, оценка рисков, консалтинг по безопасности, охрана объектов, предоставление телохранителей, разминирование, обучение подразделений армии и полиции.

В военную категорию входят те ЧОК, которые действуют в зонах боевых действий. В данном случае четкой границы между ЧВК и охранными компаниями, действующими на Западе, нет, и все зависит от того, какое решение принимает руководство той или иной компании о начале работы в регионах, где ведутся боевые действия.

Так, британские компании Pilgrims Group, Edinburgh International и G4S являются достаточно известными охранными компаниями, действующими по всему миру, и контракты из области действий ЧВК представляют не столь существенный процент в их прибыли. [4]

В настоящее время статус частных военных компаний законодательно не урегулирован, хотя и предпринимались попытки к регламентации этого инструмента на федеральном уровне, но сделано это было в разрезе позиционирования таких компаний на международном  уровне, за рубежом.

Отсутствие в России собственных частных военных компаний и соответствующих законов выгодно сказывается на деятельности зарубежных частных силовых структур. Крупнейшие иностранные военные компании успешно рекрутируют отечественных профессионалов военного и охранного дела. Российские военные уже давно работают на иностранные фирмы и несут свою службу практически во всех уголках земли, призывая противоборствующие стороны к миру, сопровождая опасные грузы, оказывая консультационные услуги, тренируя бойцов иностранных подразделений и т.д.

Именно поэтому, закон о частной военной компании станет отправной точкой к созданию и развитию этой сферы деятельности в РФ.

Кроме того, нужно учесть тот факт, что привлечение к спецоперациям таких компаний еще и отличный инструмент внешнеполитического влияния. Зачастую государства испытывают потребность провести такие международные действия, принадлежность к которым не совсем выгодна им с точки зрения имиджа.

Использование частной военной компании зачастую решает внешнеполитические задачи страны и качественным образом поддерживает национальную репутацию, что позволяет избежать нежелательного общественного и международного резонанса.

Законопроект о частной военной компании

Принципиальным и важным звеном в этой цепочке является практика использования частной военной компании в России.

Как правило, законодатель при появлении таких «пилотных» проектов старается уйти от конкретики и пытается отделаться общими фразами, крылатыми выражениями, «водой» в положениях законопроекта.

При создании закона возможно смешение двух видов услуг - охранных и военных. С точки зрения организации деятельности частного военного сектора первый важнейший вопрос состоит в том, кто является нанимателем этих компаний.  Заказы на такие услуги могут поступать из различных источников:

- правительство;

- профильные министерства и ведомства;

- бизнес-структуры;

- частные лица;

- неправительственные организации и др.

Конечно же, принятие такого законопроекта повлечет за собой принятие изменений в иные законодательные акты РФ (Уголовный Кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, дополняя его позициями, сопряженными с международным и военным правом).

Принятие проекта Федерального закона может предусматривать установление налоговых льгот и иных преференций российским и иностранным инвесторам, а также субсидии частным военным компаниям, приобретающим для экспорта российскую военную продукцию, имущество и снаряжение.

Принятие законопроекта не потребует дополнительное увеличение численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерацию, которые будут осуществлять вопросы создания, деятельности и контроля за деятельностью ЧВК.[5]

Частные военные компании, и связанный с ними бизнес, никак не может прижиться в России, и, прежде всего,  из-за отсутствия законодательной базы.

В России эта трудная, профессиональная, а порой и опасная работа по существующей законодательной базе приравнивается  к наёмничеству (УК РФ, глава 34, статья 359. Наемничество). Сдерживающим фактором развития в России ЧВК является и статья 208 УК РФ, в которой создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование являются преступлением.

Для развития частного военного бизнеса в России необходимо срочное принятие специального закона о частной военной деятельности, или доработка до нужного уровня уже существующего ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», с внесением соответствующих поправок в УК РФ. Первый вариант мне думается предпочтительнее.

Промежуточный шаг уже был сделан.

В июле 2007 года Госдума и Совет Федерации одобрили закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», в котором оговаривалось, что особые подразделения АК «Транснефть» и ОАО «Газпром» «имеют право использовать и применять служебное оружие и спецсредства для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, и охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортировки, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов, в том числе при его транспортировании».
Охранные структуры «Газпрома» и «Транснефти», после подписания данного законопроекта президентом РФ Владимиром Путиным 1 августа 2007 года, получили права ведомственной охраны, то есть по сути сотрудников министерства внутренних дел

Но с этого момента ситуация с ЧВК в России стагнирует и остается абсолютно неясной. Пока всего несколько российских ЧОПов смогли получить определенный опыт работы как частные военные компании в Ираке — «Орел-Антитеррор», «Тигр Топ-рент секьюрити», «Редут антитеррор» и «Феракс».[6]

Отечественные ЧВК сегодня практически не допущены на мировой рынок военных услуг, и без государственной поддержки выйти на него будет непросто. Вместе с тем, следует просчитывать риски, с которыми сопряжено использование ЧВК. Однако при грамотном подходе и строгом государственном контроле над деятельностью ЧВК их можно если и не устранить полностью, то значительно снизить.

Игнорировать важные тенденции нельзя, но и слепое копирование опыта не способствует успеху. Всё это необходимо учитывать Российской Федерации, при принятии закона о государственном контроле над ЧВК. Тогда использование ЧВК будет действительно служить во благо национальным интересам России.[8]


[1] http://army-news.ru/2012/08/chastnye-voennye-kompanii-rossii/     Генерал-майор Сергей Алексеевич Канчуков: Частные военные компании России

[2]Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта

Монтрё, 17 сентября 2008 года

[3] http://army-news.ru/2012/08/chastnye-voennye-kompanii-rossii/     Генерал-майор Сергей Алексеевич Канчуков: Частные военные компании России

[4]Коновалов И.П., Валецкий О.В. «Эволюция Частных Военных Компаний»  Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. – 56-61стр.

[5] Закон о частных военных компаниях 18 апреля 2014 (http://www.tencon.ru/article/230) Автор: Пушкин А.. — Управляющий партнер юридической компании Tenzor Consulting Group

[6] Коновалов И.П., Валецкий О.В. «Эволюция Частных Военных Компаний»  Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013

[7] http://army-news.ru/2012/08/chastnye-voennye-kompanii-rossii/     Генерал-майор Сергей Алексеевич Канчуков: Частные военные компании России

[9]«Дикие Гуси» - интервью Боба Денара в газете «Известия» от 2 ноября 2001г. http://izvestia.ru/news/254215


Какие частные военные компании являются крупнейшими в этой отрасли и их историю вы узнаете в следующей части этого доклада

Tags: ЧВК
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments