fedotov1384 (fedotov1384) wrote in eot_su,
fedotov1384
fedotov1384
eot_su

Пушкин. Вспоминаем вместе

Оригинал взят у ilya_yu в Пушкин. Вспоминаем вместе

“Прощание Пушкина с морем”. И.К. Айвазовский и И.Е. Репин. 1887 г.

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. Над нами взошло Солнце.

В 1817 году он написал оду «Вольность» со следующими шокирующими словами:

Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.


Согласитесь, сильное заявление. Сказано это в сторону Людовика и как бы на тему Великой французской революции, но русский царь не мог не содрогнуться от этих слов.

В той же «Вольности» сделано и другое заявление – в отношении цареубийц, тех, кто убил Павла – «русского Гамлета»:

… в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.


Здесь гениально все. Он подчеркнул высокопоставленность убийц – и их робость перед самодержцем. Чтобы решиться, они накачались вином, но страх свой одолеть не смогли. И для этих высокопоставленных цареубийц «Вольность» прозвучала, как и для царя, слишком вольно. Вчитайтесь, сколь беспощаден Пушкин к элите цареубийц:


Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары…


Людовика XVI казнил Конвент – и Пушкин этому аплодирует. Павла I, которого Пушкин любил ничуть не более Людовика, убивают прокравшиеся в ночи заговорщики «в лентах и звездах». И это – стыд и ужас. Отметим высочайшее нравственное чувство поэта, оно никогда его не подводило.

И Пушкин отправился в ссылку – за аплодисмент революции и анафему заговору. В 1824-м Пушкин зафиксировал свой разрыв с бунтарской юностью: «Прощай, свободная стихия!» («К морю»). Он обращается здесь к морю радикальной вольности, в волнах которой столь отчаянно купался поэт. Пушкинская вольность переходит в новое качество:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.


Это очень глубокие строки. С этого момента начинается сложнейший опыт потаенной вольности, так сказать, «овнутрения» бунтарства. Быть сдержанным и даже консервативным – и нести при этом гигантскую внутреннюю свободу. Именно об этом напишет в своих последних стихах Александр Блок:

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!


Пушкин – бог тайной свободы. И этому богу молился Блок – и получал от него эту таинственную благодать. О своей «тайной свободе» Пушкин иногда писал сам. Например, в 1836 году (тогда им было написано несколько шедевров, составивших гениальный лирико-философский цикл):

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Все это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие, мне дороги права,
Иная, лучшая, потребна мне свобода…


Но главное – не то, что сказано прямо. Главное – то, как разлита эта «тайная свобода», эта усвоенная в глубине и полноте внутренняя вольность, в каждом стихотворении, в каждой пьесе, в каждой повести Пушкина. Достоинство и благородство пушкинского слова – это и есть тончайшая внутренняя свобода, которой очень трудно научиться. В 1826 году Пушкин пишет «Стансы» во славу царя Николая, только что расправившегося с лучшими друзьями Пушкина. Тайная свобода поэта, во-первых, в том, что славит царя он искренно, а, во-вторых, славит и оценивает по высочайшей мерке: «Начало славных дней Петра / Мрачили мятежи и казни». И стихи-то, по большому счету, посвящены не Николаю, а Петру. Позже, в 1828-м, Пушкин напишет оправдание – так же полное внутренней свободы и благородства:

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.


Тайная свобода. Быть свободным при «реакционном» царе. Уметь видеть такие добродетели, как честь и труд. Видеть за «реакционными» тенденциями. Тайная свобода – выше явной: сильнее, глубже и свободнее.

Пушкину не свойственно холуйство перед царем. Не свойственно ему и холуйство перед Западом. В 1836 году Пушкин ответил на «Первое философическое письмо» Чаадаева, в котором прославлялась цивилизованная Европа и уничижалась Россия, не имеющая якобы никакой цивилизации. Пушкин – Чаадаеву:

«Наше духовенство, до Феофана (Прокоповича – И.Ю.), было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется) оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж? И (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражает, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»

В очередной пушкинский праздник мы решили просто вспомнить хрестоматийного Пушкина, Пушкина школьной программы. В конце концов, отечественные хрестоматии по литературе были весьма неглупы.

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. Солнце уже взошло, и оно светит для нас.

Tags: Пермь
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments