eot_su


Сообщество «Суть времени» в Livejournal


Previous Entry Поделиться Next Entry
Нужна высокоэффективная армия, способная отстаивать суверенитет страны.
СССР-2061
forward2ussr wrote in eot_su

«Новый Карибский кризис», — сказал по поводу крымских и общеукраинских событий один профессиональный и осведомленный зарубежный аналитик, с которым мы знакомы уже более двадцати лет.

А его не менее умный и компетентный (и опять же зарубежный) коллега добавил: «Тогда было две сверхдержавы. Были две идеологии, два типа общества. Тогда хотя бы понятно было, вокруг чего разворачивается конфликт. А теперь?»

Вначале насчет параллели с Карибским кризисом. Мне она представляется вполне допустимой. И впрямь, по ряду вполне конкретных параметров (степень отмобилизованности войск вообще, в том числе и ракетно-ядерных, уровень разогретости ситуации и так далее) можно сопоставлять происходящее с тем, что происходило в те далекие годы.

А теперь по поводу того, вокруг чего разворачивается нынешний конфликт. Является ли он только конфликтом интересов, конфликтом амбиций — или же имеет место нечто гораздо более масштабное? Согласитесь, всегда очень трудно отвечать на этот вопрос. Историки, философы столетиями спорят о подлинной природе того или иного конфликта. И всегда находятся желающие пожать плечами и сказать: «Помилуйте! Какие там интересы? Какие смыслы? Просто такой-то и такой-то встали не с той ноги!»

И ведь не всегда подобное утверждают неумные пошляки. Иногда и крупнейшие мыслители исповедуют этот подход, основанный на низведении всего происходящего к тем или иным мелочам. Лев Толстой, например, — великий мыслитель. Но ему очень хотелось втиснуть историю в некую схему, в рамках которой не очень крупные люди, почему-то выдвинутые на роль героев, действуют, руководствуясь своими не очень крупными мотивами. Сводить к этому философию Льва Толстого нельзя. Прежде всего потому, что его, как мне кажется, очень мучила мысль о том, кто же выдвигает этих людей на роль вершителей исторических судеб.

А другие великие мыслители — Карл Маркс и Владимир Ленин — настаивали на том, что в основе любого конфликта лежат неумолимые законы исторического развития, что эти законы приводят в действие крупнейшие социальные группы (они же «классы»), правящие бал на том или ином этапе исторического развития.

Есть и другие точки зрения. Лично я считаю, что Арнольд Тойнби может быть с определенными оговорками признан если не великим, то выдающимся мыслителем своего времени. Ну так вот — Тойнби уверен, что некая высшая сила посылает Вызов человечеству или отдельным крупным человеческим общностям, которые он называет цивилизациями. (Я уже несколько раз говорил, что слово «цивилизация» используется сразу в нескольких значениях. В этом — в том числе.)

И что если цивилизация находит глубинный, фундаментальный Ответ на Вызов, то начинается новый этап ее развития. А если не находит, то движется вниз по наклонной плоскости.

Читатель, наверно, заметил, что я активно задействую этот принцип Вызовов и Ответов. С той только разницей, что не считаю источником Вызовов ту высшую силу, которой — с теми или иными оговорками — Тойнби делегирует способность генерировать эти самые Вызовы.

Более того, я не считаю, что «либо Арнольд Тойнби, либо Карл Маркс». Я не считаю также, что «либо Карл Маркс, либо Макс Вебер». И наконец, я не считаю (как много раз уже говорил), что учение Маркса, будучи предельно материалистическим и прагматическим, несовместимо с науками о Духе, с Высшим принципом духовности. Даже Фридрих Энгельс всего этого не чурался. А уж Маркс тем более.

Ведь и Вебер, и Маркс, и Ленин, и Тойнби, и христианские мыслители самого разного толка (например, принадлежащие к школе Теологии освобождения) одинаково очарованы загадочной сущностью под названием История. Конечно, они очарованы и другой сущностью. Имя которой — «Развитие как таковое». И всё же главное, чем они все очарованы — это ход развития, начавшийся после появления загадочного существа под названием «человек». А ведь именно этот этап великой мистерии развития именуется Историей, не так ли?

Что такое человек? Что его породило? В чем его кардинальное отличие от всех остальных живых существ? Следует ли считать, что мораль он изобрел, уже став человеком, а стал им, только обретя разум? Или же разум и мораль возникли в нем одновременно?

Обратим внимание на то, что все названные мною мыслители понимали, что у них нет окончательного ответа на эти вопросы. Да, Фридрих Энгельс (которого я не считаю соразмерным не только Марксу, но и Ленину) что-то говорил по поводу труда как источника человечности. Но, говоря всё это, он опирался на научные сведения своей эпохи. Сведения эти устарели еще при жизни Энгельса. А как, не имея окончательного ответа на вопрос о привнесении в природу человеческого начала, давать окончательные ответы по вопросу о движении во времени этого самого загадочного начала?

Итак, для всех, кто, подобно Толстому, склонен искать природу исторических катаклизмов в стечении не слишком аппетитных случайностей, происходящее на Украине всегда будет низводиться к примитивным хватательным рефлексам Януковича и его противников. Рефлексам экономическим, криминальным и так далее...

А для сторонников теории столкновения цивилизаций, развивающих учение Шпенглера, Тойнби, Данилевского, Хантингтона, происходящее на Украине является столкновением самодостаточных «цивилизационных плит» — восточно-православной и западенско-католической. Сторонники этой теории убеждены, что тектонические подвижки земной коры происходят из-за столкновения литосферных плит (когда-то я работал в отделе тектоники литосферных плит Института океанологии АН СССР), а исторические подвижки порождает тектоника цивилизационных плит. Мол, землетрясение происходит от столкновения литосферных плит, а исторические конфликты — от столкновения плит цивилизационных.

А для последователей Маркса и Ленина происходящее на Украине — это следствие неумолимого действия закона неравномерного развития. Мол, в 1914 году действие этого закона подталкивало к войне Великобританию и Германию, а в 2014-м действие того же закона подталкивает к войне США и Китай. Что же касается таких «мелочей», как Сербия 1914-го и Украина 2014-го, то речь идет о частных конфликтах, порожденных великими конфликтами и оказывающих на эти великие конфликты воздействие по принципу обратной связи. Имеющей, коль скоро речь идет о военных конфликтах, характер положительной, а не отрицательной обратной связи. То есть той связи, которая не приближает процессы к точке равновесия, а удаляет процессы от этой точки.

А для последователей Вебера, Кожева (как-то не хочется, говоря о столь крупных вещах, вводить в оборот фамилию Фукуямы) речь идет или об исчерпании истории вообще, или об исчерпании определенного исторического проекта.

А еще есть конспирологи, которые всегда всё сведут к заговору злых сил. А еще есть эсхатологи, с их представлением о конце света.

Но согласитесь, все названные ревнители разных объяснений происходящего в чем-то подобны планетам, вращающимся по разным орбитам вокруг одного солнца под названием «человек». А раз так, то почему надо считать, что приведенные мною интерпретации исключают друг друга?

Ведь если солнцем все-таки является человек, то любая интерпретация должна вводить в оборот вопрос о человеке, то есть иметь ту или иную гуманистическую (или антигуманистическую) направленность.

Разве мы не наблюдаем воочию неслыханного исчерпания некоего для нас привычного гуманизма? Конечно же, наблюдаем. Так почему бы не обсудить происходящее на Украине (и явно приобретающее глобальный характер) именно под этим углом зрения? Что крупного породил тот самый Запад, на который по-разному ориентируется Россия на разных этапах своей истории? Гуманизм он породил — и ничего больше. Тот самый великий классический гуманизм, который сейчас агонизирует у нас на глазах. И, прошу прощения, кому нужен этот Запад, если он не способен породить ничего, перенимающего эстафету у классического гуманизма? Запад, не способный породить ничего подобного и одновременно явным образом добивающий классический гуманизм, не нужен никому, кроме самого себя. Да и себе самому он в этом случае перестает быть по-настоящему нужен. Когда-то была популярна песня, в которой были строки: «А себя я люблю не очень. И других я не очень люблю».

Как именно Запад не любит других, мы все видим. Он этих других не просто «не очень любит», он их очень не любит. Но любит ли он хотя бы себя? Нет, конечно. Потому что когда так не любишь других, то и себя любить по-настоящему невозможно.

Налицо очевидное исчерпание Запада, порожденное исчерпанием классического гуманизма (то есть того единственного, что мирило мир с Западом), а также неспособностью Запада выдвинуть нечто, перенимающее эстафету у этого самого классического гуманизма.

Стремившаяся в объятия Запада Россия ошеломлена этим — непристойным, грубейшим, вульгарнейшим — исчерпанием Запада. А также очевидным стремлением Запада истребить всё русское, и в первую очередь то русское, что рвется с ним побрататься.

Как бы вы ни любили кого-то — всегда есть нечто, порождающее фундаментальное разочарование, а значит крах этой вашей, сколь угодно исступленной, любви.

Надрывно кричать о демократии, о верховенстве закона, о святости правовых процедур — и при этом организовать бойню в центре Киева, вульгарнейшие репрессии по всей Украине...

Назвать своими любимцами насильников и убийц, растаптывающих не только президентскую, но и парламентскую легитимность...

Насильников и убийц, разговаривающих с законными народными избранниками на языке терроризма, в лингвистике уголовной зоны...

Показать этих насильников и убийц всему миру и сказать миру: «Мы любим этих людей потому, что исповедуем святость демократии, потому что верны принципу верховенства закона, потому что ставим во главу угла святость правовых процедур...» — не значит ли это породить фундаментальное разочарование даже у России, исступленно влюбленной в Запад?

А если эти насильники и убийцы, столь любимые Западом, являются вдобавок очевидными нацистами, яростными русофобами, считающими, что москаль — это основной враг человечества, то к фундаментальному сущностному разочарованию примешивается и нечто другое. Мол, если вы так любите именно это, то понятно, какие у вас намерения по отношению ко всем русским — хоть коммунистам, хоть либералам, хоть националистам.

Итак, бандеровской нечисти, бесчинствующей на Украине, удалось породить фундаментальное разочарование в Западе у тех русских, которые связывали с Западом какое-то понимание о благе своей страны. Те же русские, которые страну ненавидят, желают ее уничтожения и потому любят бандеровцев... Русские ли они?

Дело не в этнической проблематизации существа по фамилии Белковский. Мне такая проблематизация всегда была отвратительна. Дело в том, что данное существо заявило во всеуслышание на «Еврорадио» 4 марта 2014 года:

«Белковский:

— Очень просто — Бахрейн, Пятый флот США наносит тактический ядерный удар. Это делается за две секунды. Черноморский флот исчезает и в этот момент мозги у всех становятся на место. Когда человек теряет разум, то необходимы очень сильные препараты, чтобы привести его в сознание. Слабые препараты не помогут — никакие консультации, совещания, посредничество. Какое может быть посредничество с сумасшедшим?! Необходима карательная психиатрия, которая делается очень просто — из Бахрейна. Сейчас главный центр карательной психиатрии в мире — это Бахрейн. Именно Бахрейн должен решить судьбу мира. Ведь сейчас начинается мировая война, а если такая война начинается, то никакие переговоры не имеют значения.

«Еврорадио»:

— Очень не хочется третьей мировой войны, тем более — ядерной...

Станислав Белковский:

— Не будет третьей мировой войны! Если вы мне не верите и считаете, что я несу какую-то чушь, то переспросите военных экспертов, которые хорошо разбираются в теме. Понимаете, ядерное разоружение произошло — у России нет ядерного оружия.

«Еврорадио»:

— И ответить на выстрел из Бахрейна...

Белковский:

— Она не сможет. Потому что просто не выйдет из шахт ничего. Поскольку всё очень старое. Нельзя на машине «Запорожец» 1968 года выпуска бороться на скорость (цитирую, как написано — С.К.) с «Мерседесом» 2014 года выпуска. Это смешно. И поэтому необходима только политическая воля, решимость.

«Еврорадио»:

— И что в ответ на свое предложение решения «крымского конфликта» вы услышали в американском посольстве?

Белковский:

— Я ведь не с Бараком Обамой говорил — я ничего не услышал в ответ. Посмотрим».

Дело тут не в том, что совершенно ясно, что именно Белковский нуждается в форсированном психиатрическом лечении — карательном или нет, пусть врачи решают. Дело в том, кто именно цацкался и продолжает цацкаться с Белковским. Дело в элитных группах, цепляющихся за Белковского. Дело в тех, кто предоставляет трибуну Белковскому. И кто предоставлял ее ранее.

И, наконец, дело в том, что российское западничество стремительно становится западничеством с лицом Белковского. Исчерпание Запада, порожденное названными мною выше причинами, делает российскими сторонниками Запада именно таких, как Белковский.

Но что находится по ту сторону краха влюбленности России в Запад — того краха, который должен был бы произойти давно? И который может недооформиться даже сейчас — в силу исступленной влюбленности в Запад если не всей постсоветской России, то, по крайней мере, всей той общности, которая выстроила постсоветскую Россию именно на основе этой исступленной любви к Западу. Подчеркиваю, только на основе этой исступленной любви и ничего более.

Разве что заодно еще и на ненависти к тем, кто эту любовь не разделяет. Но это мелочи. Постсоветскую Россию строили не Проханов и Кургинян. Ее строили Ельцин и его присные, все эти бесчисленные клоны Гайдаров, Чубайсов et cetera. Все эти клоны исступленно влеклись к Западу. Они влеклись к нему так, как влечется к сильному самцу низкопробная, но физиологически мощная женщина, одержимая психическими заболеваниями, стократно усиливающими это влечение.

Мы все прекрасно понимаем, что это именно так. Но, увы, слишком многие из нас боятся дать себе ответ на вопрос, чем чревато разочарование настолько фундаментальное, что оно порождает крах даже этой влюбленности.

Во-первых, сама такая коллективная самка (она же постсоветская элита) никогда не может разочароваться в предмете своего исступленно-унизительного влечения. Разочароваться может общество.

А во-вторых... Во-вторых, конечно же, нет и не может быть знака равенства между Ельциным и Путиным. Но называть Путина антизападником может только тот, для кого собственные фантазии неизмеримо выше реальности. Путин, конечно же, западник. Причем — при всей демонстрируемой им холодной расчетливости — достаточно страстный.

А значит, происходящее для Путина является полномасштабной трагедией.

А поскольку результаты трагического конфликта прежних ценностей с новой реальностью по определению не могут быть однозначно предсказаны, то я предлагаю перенести обсуждение ключевого для страны вопроса о Путине хотя бы до конца марта. А желательно бы — до августа 2014 года.

Но ведь всё никоим образом не сводится к Путину. Есть правящий класс, на который Путин опирается. И есть государство, которое было построено Ельциным и которое Путин, унаследовав, пытался не перестроить на корню, а сделать по возможности эффективным.

Конечно, страна и государство — это не одно и то же.

Конечно, страна под названием Россия сохраняла свою суть, меняя государственные оболочки.

Но разве украинский кризис, на глазах превращающийся в глобальный, поставил ребром вопрос о новом государстве, которое тот же Путин может построить за счет так называемой революции сверху? Нет, этот вопрос не поставлен ребром. Считается, что оформляющийся у нас на глазах конфликт Запада и России совместим с существованием прежнего государства. Что в лучшем случае тот же государственный корабль будет направлен иным стратегическим курсом. А возможно, он даже последует прежним курсом, но не в штиль, а в шторм. Да и такой ли уж предстоит шторм?

Такой подход не просто опасен. Он катастрофичен. Он ничего не может породить, кроме проигрыша.

Только новое государство может выстоять в условиях перехода России от исступленной любви к Западу — к чему-то совсем другому. Повторяю, такое новое государство вполне может выстроить Путин, если он, пережив личную трагедию, станет другим человеком. Кстати, именно это происходит с людьми, выстоявшими в трагической ситуации. Но, выстояв в трагической ситуации, изменившись сущностно, Путин должен перейти от роли оптимизатора ельцинского бардака к роли создателя нового государства.

Потому что ельцинское государство неисправимо. Оно не просто начинено бесчинством и хаосом, которые можно преодолеть. А ведь именно такое преодоление было целью Путина в течение предыдущих четырнадцати лет. Теперь речь должна идти совсем о другом. И перед лицом этого другого (а альтернатива ему — только конец России) недопустим жалкий лепет по поводу лихих 90-х, несостоятельности алкоголика-Ельцина, завербованности Западом ельциноидов.

Надо не прятаться за эти жалкие слова, а говорить всю правду, только правду и ничего кроме правды.

Правда же состоит в том, что государство, построенное Б. Ельциным на обломках СССР и унаследованное В. Путиным, было заточено ТОЛЬКО под идею окончательного вхождения России в ранее чуждый для нее западный мир.

Создатели ельцинской России были убеждены в том, что страна «Россия» — это поезд, который надо направить по совершенно иным историческим рельсам. Что дело не в ремонте этого поезда, не в замене котла или других узлов данного механизма, не в скоростном режиме, и не в расписании — а в рельсах. В них и только в них. Другое дело, что по новым рельсам должен был ехать новый поезд — с новым котлом, новыми колесами и так далее. Но и котел, и колеса были сконструированы только с одной задачей, каковой являлся переход на новые рельсы. На те рельсы, по которым Россия никогда не двигалась — даже на самых проблематичных этапах своей истории.

«Слиться с Европой! Слиться с благословенным Западом! Отказаться от всего, что мешает такому окончательному слиянию!» — вот в чем была стратегическая задумка создателей постсоветской России. Чем же была эта задумка, если рассматривать ее в контексте всей тысячелетней нашей истории?

Жил-был государственный корабль под названием Московское царство. И появился на его престоле царь Петр, будущий император Петр Великий. Этот царь не просто сменил у штурвала предыдущего кормчего. Он очень сильно перестроил корабль. Царство стало империей. Столица переехала из Москвы в Петербург. Империя, резко прирастив территорию, очень сильно перекроила общественную жизнь. Настолько сильно, что от нее не только отшатнулись консервативные старообрядцы, назвавшие новое государство «царством Антихриста». Произошло нечто большее. Элита империи стала очень круто прозападной. Настолько круто, что оказалась существенно проблематизированной ее связь с народом. Так почему бы ельцинское госстроительство не рассматривать как очередной вариант того же самого? Ведь и стать у Ельцина была петровская... И норов был достаточно крутой... И по части приверженности питейным радостям можно проводить определенные аналогии... И засилье немцев (то есть иноземцев вообще)... И разного рода шутовские развлечения — типа отстукивания ложками по лысине главы соседнего государства...

А большевики? Они же просто построили совсем новый государственный корабль. Петр хотя бы оставил часть элиты. И Церковь всего лишь немного придушил. Совсем не так, как большевики. А большевики и элиту сменили. И общество построили новое. Так неужели ельцинские преобразования меньше вписываются в тысячелетнюю историю нашей страны, несколько раз менявшей государственные обличья?

Неужели ельцинская Россия еще меньше похожа на Россию историческую, чем Россия советская (она же СССР)? Ведь вроде бы наоборот, название Россия возвращено. И Церкви предоставлены почти неограниченные возможности.

Читать далее



промо eot_su февраль 26, 2015 13:13 43
Разместить за 10 000 жетонов
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…

  • 1
Нужны - настоящие активные граждане, как на референдуме в Крыму!

(Удалённый комментарий)
Бывает...

Кратко, смысл в том, что Сталин и Петр создавали государство для выживания русских.
Ельцин - для входа в Еуропу. Путин не изменил характер ельцинского государства, и если влезет в войну, будет лаптем щи хлебать.
Вывод - надо менять государство.

Ну с Петром не все так однозначно. Уж больно сильно он население сократил со своим выживанием.
Путин поменял направление движения страны. От развала к созиданию. Партократы валили СССР, Ельцин добивал, Путин и ко тянут и хвост и гриву. Тяжело, но на мой взгляд понемногу получается. Я просто офигел от вашей армии (я с Украины). Забрали Крым и всем кукиш под нос. Пусть себе вякают. Нужно укреплять государство. Часто менять не выдержит Россия, её и так НАТО как медведя обложило.
Войны не будет. России терять нечего, Путин настроен решительно и дал это всем понять. Пусть себе партнеры санкциями балуются.

как минимум, без революции сверху в условиях конфронтации с западом РФ обречена

Какая же революция вам нужна. Берите нашу:)
Кстати, Путин взялся за офшоры.

а ваша - это какая?
революция сверху - это национализация основных предприятий,
деоффшоризация,
отстранение от тв всех Познеров, макаревичей, включая наивысших
восстановление промышленности
прекращение проекта вхождения РФ в "наш общий европейский дом"

Наша это украинская.
За офшоры вроде взялись, приватизацию пересмотреть собрались. Будем посмотреть.
Россия сильно потеряла с развалом Союза. У власти были откровенные предатели , многие остались на ключевых постах. Ситуация напоминает 20 года прошлого века. Вы же не думаете, что придет добрый и справедливый батюшка царь и решит все негаразды одним махом. Пятая колона глубоко пустила корни. Против России ведется повседневная война информационная, экономическая, политическая.

т.е. вы одновременно и сторонник украинской "революции", и российского государства?
или я что-то не понял?

Сравнение Ельцина с Петром неуместны,он был абсолютно несамостоятельным политиком,его так называемая стать,а точнее вид здорового поддатого русского мужика подкупал какую то часть электората и был востребован на начальном этапе революции.Лично мне он запомнился таким-косноязычный,особого ума я в нём не видел,в переломные моменты(91 и 93) он паниковал,трусил,конечно его использовали.По поводу западенства нашей элиты-люди совершившие революцию 90-х всё таки были просто предателями страны,вышедшие из комсомола,НТТМов,из семейных кланов союзных республик,где байство за 70 лет не смогли уничтожить-они не западники,просто перед ними стояла задача разрушить систему,страну,а все эти идеи западной цивилизации прививались нашей склонной к либерализму интеллигенции,тяготеющей к романтизации западных ценностей.По поводу Путина-он безусловно государственник,его восхождение к вершине для меня остаётся загадкой,думается мне что он представляет какую то патриотически настроенную часть старой элиты-из КГБ или партактива,которые в своё время вынуждены были,что бы не быть уничтоженными,присоединились к коллаборационистам и изображая лояльность,постепенно объединить вокруг Путина команду единомышленников,подмять под себя олигархат и остановить разрушение государства,что в принципе противоречит планам Запада и US в первую очередь.Даже не столько самим западным странам,сколько мощному механизму по уничтожению СССР и коммунизма,долгие десятилетиями создаваемым Западом.Но выполнив свою основную задачу этот механизм очень трудно остановить,он требует ещё пищи,ещё разрушений,у него огромная инерция,огромная энергия,он генерирует новые идеи,доказывая свою необходимость и Запад стал по сути его заложником.
Видимо у Человечества нет иного пути в развитии и самосовершенствовании как бесконечная борьба.

У меня те же мысли. Партократы хотели развала Союза для легализации украденного. Их выдвиженцы Горбачев, Кравчук, Шушкевич, Ельцин. Выдвижение Путина вызывает удивление (следствие отсутствия информации). Видимо Ельцину популярно объяснили "почем дыни на базаре". В целом согласен с вышесказанным.

(Удалённый комментарий)
Белковского надо во Львов отправить))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account