xianyoung (xianyoung) wrote in eot_su,
xianyoung
xianyoung
eot_su

Пермь толерантная

Слово “толерантность” ворвалось в наш язык стремительно, с напором. Обзор каталога Научной электронной библиотеки показывает, что с начала 2000-х годов число гуманитарных публикаций по теме толерантности выросло примерно в 100 (!) раз: с единичных работ в 2000-2001 годах до 250 в 2013 году. Это объясняется повышенным финансированием соответствующих исследований, обилием целевых конкурсных программ и грантов, посвященных толерантности. Новомодный термин взрывными темпами захватывал информационное пространство, одновременно настойчиво вторгаясь в сферу образования.

Стоит почитать введение любой статьи, посвященной толерантности, и мы узнаем, что в России, оказывается, в молодежной среде, стремительно растет уровень агрессии, нетерпимости, ненависти. Что советская идеологическая рамка, обеспечивавшая единство и сплоченность народа СССР, распалась – ныне человек человеку волк. А потому необходимо найти новое средство достижения мира и социального комфорта. И якобы в этом нам поможет та самая толерантность. И воспитывать ее надо непременно с детства.

Различные программы и планы по обучению школьников толерантности призваны заверить нас в том, что если не учиться этому важному «нравственному качеству», Россия и мир непременно погрязнут в войнах и жестокости. Расшифровывая смысл понятия «толерантность», ему нередко приписывают всю христианскую добродетель. На деле же сформулированное в «Декларации принципов толерантности» (Конференция ЮНЕСКО, 1995 год) определение предполагает просто уважение и принятие взглядов другого, которое, казалось бы, свойственно любому вежливому человеку. Однако защитники новомодного концепта акцентируют внимание на том, что принятие должно быть не пассивным («другой, ну и пусть»), а активным («другой! добро пожаловать!»). При этом в группу «взглядов другого» нередко попадают совсем спорные в нравственном плане позиции, которые, тем не менее, требуют к себе «толерантного» отношения.

На заседании межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений, вице-премьер Д. Козак, не особо деликатничая, заявил, что в вузах и школах необходимо реализовывать масштабные мероприятия по воспитанию в подрастающем поколении толерантности и «для этого буквально, что называется, “промывать мозги”». По-видимому, именно на это рассчитана новая государственная программа национальной политики, принятая в 2012 году указом президента «О стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года». В 2014 году затраты на ее реализацию больше не будут распределяться по различным ведомствам, а прописаны в бюджетеотдельной строкой. Как утверждают авторы программы, стоимость первого этапа ее осуществления может составить 1 млрд. рублей.

На этой волне в Пермском крае было принято ПостановлениеПравительства Пермского края от 03.10.2013 N 1326-п «Об утверждении государственной программы “Обеспечение взаимодействия общества и власти”», в котором отдельными подразделами прописаны мероприятия по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности. Развитие толерантности финансируется краевым Правительством с2011 г. В 2013 году на эти цели было выделено 4,8 млн. руб., в 2014 запланировано выделить 4,1 млн.

Основной целевой аудиторией для “промывания мозгов” на тему толерантности являются дети. В 2013 году в Перми произошел внезапный всплеск интереса ко Всемирному дню толерантности – 16 ноября – в учреждениях среднего и дополнительного образования. По Пермскому краю прошел губернаторский автобусный тур “Толерантность – культура мира”, включающий детские этнофестивали в ряде городов Прикамья. А в Перми провели одноименный фестиваль национальных культур. Отличились и многие средние школы, изобретая свои способы отметить этот внезапно ставший нужным и актуальным праздник. В некоторых из них имела место аж “Неделя толерантности”, включающая классные часы, конкурсы, викторины, концерты и т.д. Примечательно, что в этот же день в Перми “толерантно”снесли памятный знак “Орден Ленина”. Тоже отпраздновали. (Финал фестиваля “Толерантность — культура мира — 2013″ Фото с сайта ddmperm.ru)

Пермь славится западничеством и либерализмом. Поэтому совсем не удивительно, что множество представителей власти, правозащитников, директоров библиотек, преподавателей и учителей с готовностью подхватили новомодную тенденцию, проявляя рвение в импортировании заграничного опыта “решения конфликтов”. Однако сюрпризом оказалось возникновение негативного ответа со стороны, прежде всего, православной общественности. Так, уже давно стало притчей во языцех открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина). Письмо было опубликовано 11 февраля 2009 года как реакция на проходящую в Перми с 10 февраля научно-практическую конференцию “Толерантность как основа для взаимодействия религиозных конфессий в решении социальных проблем” и готовящуюся на тот момент Всероссийскую научно-практическую конференцию «Библиотеки и  толерантность в информационном обществе». В своем послании епископ справедливо критиковал иностранное понятие “толерантность”. Отмечал, что за ширмой добродетели происходит легитимация порока. Заявлял, что экспансия понятия “толерантность” создает духовную национальную и государственную угрозу России и что это Запад должен учиться у России жить в мире и согласии. Письмо породило мощный информационный всплеск на региональном и федеральном уровнях. Либеральные журналисты и блогеры нетолерантно глумились, а правозащитники комментировали «невежество» епископа.

В этом контексте чрезвычайно интересным вышло и само содержание Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки и  толерантность в информационном обществе», прошедшей в Перми 16-20 февраля 2009 года. Пафосная атмосфера, изрядно “подпорченная” письмом епископа, сводилась на нет критикой “толерантности” со стороны библиотекарей, педагогов и психологов. Более того, курьезным оказалось выступление американцев, отметивших, что в России нет таких межэтнических проблем, как в США, поэтому хорошо бы, чтобы мы поделились своим опытом.

Однако дальше демонстраций своего негативного отношения к напирающим “импортерам” западного опыта дело не пошло, никакого согласованного отпора со стороны педагогической общественности не было. Толерантность продолжает просачиваться в школьные и вузовские программы. И не удивительно. Какой педагог сегодня откажется от дополнительного финансирования и возможности быть в тренде?

В 2005 году в Перми силами методистов, профессоров, а также – куда ж без него? –  ”детского” правозащитника Павла Микова, была разработана методичка по курсу “Уроки толерантности” для школьников. В предлагаемом пособии в качестве областей “проявления нетерпимости” рассматривались следующие: большинство и меньшинство, богатые и бедные, люди с ограниченными возможностями и здоровые люди, нетерпимость по отношению к инакомыслящим, нетерпимость к асоциальным группам, проблемы межнациональных отношений, отцы и дети, мужчины и женщины.

Если с межнациональными отношениями все более или менее понятно, то, например, противоречие “богатые и бедные” предполагает, по-видимому, что обнищавшее в 90-х население России должно благосклонно принимать сложившееся положение дел, свято веря, что богатые всего добились своим трудом.

Проблематики “большинства и меньшинства”, а также “нетерпимости к инакомыслящим”, разумеется, целиком заточены под меньшинства и под инакомыслящих. На словах заявлено, что уважение заслуживают интересы и тех, и других, однако на деле никто не рассматривает защиту интересов большинства как проблему. Отличным примером тому может служить поведение т.н. “креативного класса”, во всей красе проявившего себя зимой-весной 2011-2012 годов: себя протестующая на Болотной площади толпа считала свободной и образованной, а пришедших на Поклонную гору – распропагандированными властью рабами. Что касается инакомыслящих, то здесь невольно вспоминаются “современные художники”, устраивающие омерзительные провокации и обвиняющие впоследствии общество и правоохранительные органы в гонениях на искусство.

Вызывает немалую настороженность и проблема «отцы и дети», поскольку, безусловно, очень сильно завязана на ювенальную юстицию (в широком смысле слова) с ее готовностью вторгаться в семью по первому сигналу.

Противоречие между людьми с ограниченными возможностями и здоровыми людьми и вовсе повергает в недоумение, поскольку до пришествия к нам “толерантности” мы и не ведали, что такие противоречия вообще существуют. Оказывается, инвалидам жизненно необходимы не сочувствие и особые условия для того, чтобы хоть как-то компенсировать печальное положение дел. Им, если верить идеологам толерантности, нужно отношение как к равным. В Перми тема инвалидов и людей с ограниченными возможностями активно развивается, например, на базе коррекционной школы № 18 и 84-й общеобразовательной школы.

Рассмотрение в “проявлениях нетерпимости” темы “мужчины и женщины” явно адресует к шагающему по миру феминизму, уже достаточно продемонстрировавшему свою неистовость и нелепость. Что интересно, в 2000-х годах в ряде детских садов Перми (№ 69, № 411, № 161) прорабатывались методики обучения дошкольников гендерной толерантности, на основе чего даже были защищены соответствующие диссертации [1, 2]. Описание методик открывает нам, что целью такого обучения является достижение “отсутствия предубежденности в оценке его [человека противоположного пола] внутренних особенностей и поведения”, что само по себе уже – заявка на снятие различий между полами и нивелирование традиционных гендерных ролей.

Наконец, “проявление нетерпимости” в сфере межнациональных отношений. По удивительному стечению обстоятельств, именно с приходом “толерантности” в Пермский край начался рост межэтнической напряженности, тогда как ранее такой проблемы вообще не было в повестке дня. По-видимому, и формирование разнообразных “школ межэтнической толерантности” на базе библиотек и общеобразовательных учебных заведений, и миграционная политика, и явный подогрев радикально националистических тенденций в регионе – тесно связаны между собой и представляют разные стороны одного деструктивного процесса.

Невозможно не отметить, что и в США, и в Европе сегодня огромное количество конфликтов на почве миграции, феминизма, сексуальных и прочих меньшинств, а также на национальной почве. При этом толерантность не просто показала себя неэффективной – она стала причиной ряда таких проблем. Сегодня даже создаются специальные институты, призванные определить границы применимости толерантности в целях государственной безопасности. В этом контексте чрезвычайно сомнительными выглядят попытки “просвещенного” Запада вторгаться со своим уставом в наш монастырь, где до недавнего времени о существовании всех этих конфликтов даже не знали.

Президент России В. Путин в своем Послании Федеральному собранию 12 декабря заявил об определенных претензиях России на моральное лидерство в мире за счет защиты традиционных семейных и духовных ценностей. Глава государства провозглашал принципы уважения к национальному суверенитету и самобытности народов и апеллировал к многовековому опыту России – не “бесплодной толерантности”, а “совместной органичной жизни разных народов”. После этого иностранные СМИ пестрели заголовками: «Путин в послании обличил “аморальный интернационал”» (ВВС), «Владимир Путин утверждает Россию в качестве морального компаса в мире» (Guardian), «Путин собирает поход против западной “толерантности”» (Reiters) и т.д.

Отразится ли это на дальнейшей семейной и национальной политике в стране либо останется на уровне регламентаций? Недавно лоббисты ювенальной юстиции фактически протащили ряд опасных для традиционной семьи норм посредством принятия ФЗ № 249303-6 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Не будем также забывать о весьма сомнительных “стратегии государственной национальной политики” и “Национальной стратегии действий в интересах детей”, утвержденных в 2012 году. Вспомним и факт принятия Госдумой весной в 2013 году “Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений”, ратующей за секспросвет с дошкольного возраста. Увы по-прежнему красивые слова президента остаются просто словами.

Лариса Магданова. РВС, Пермь.
Источник - РВС

Tags: РВС
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment