xianyoung (xianyoung) wrote in eot_su,
xianyoung
xianyoung
eot_su

Святыни и пустота

Оригинал взят у eot_nsk в Святыни и пустота




«Бессмысленность жизни»
Александр Трифонов, 1996 год

Третьего дня (15 января) «Газета.ру» опубликовала статью об издевательствах над людьми, пришедшими поклониться Дарам волхвов в храм Христа Спасителя. Её автор рассказывает об ужасной организации доступа к святыне, о 9-часовой очереди, которую пришлось отстоять, о паломниках, которые приезжали на специальных автобусах и так далее.

Сама статья сразу вызывает вопросы. Вполне возможно, что с организацией действительно не всё было гладко. Очень вероятно, что кто-то не успел рассмотреть реликвию подробно. И совершенно точно — кто-то вообще не смог попасть в храм. Но ведь люди, бывало, шли на куда большие издержки ради того, чтобы поклониться святыне. Паломничество на Святую Землю, например, ещё недавно было чрезвычайно длительной и даже опасной затеей. А сейчас недостаточное удобство доступа к священному артефакту, нарочно привезенному в твой город, становится поводом для публичного возмущения. Что это вообще такое?

К «Газете.ру», кстати, вопросов нет — она вполне в своем стиле.

Но это лишь половина картины. Вторая половина — реакция на статью. Приведем некоторые высказывания из социальных сетей:


  • «И никому не нужны были эти дары»

  • «ОНИ НИЧЕГО ЛУЧШЕГО И НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ!!! ЭТИ ЛЮДИ ТЕРПЯТ МНОГОВЕКОВОЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО ВЛАСТИ И НАДЕЮТСЯ И ЖДУТ ЧУДА.»

  • «не понимаю этой религиозной истерии. в холод. с детьми. стоять 9 часов.... ну веришь ты в Бога, верь. он всегда с тобой, если ты веришь. но для чего стоять в давке ради сомнительного счастья поклонится сундуку, чья историческая ценность никем не подтверждена?»

  • «Россияне не готовы стоять зимой на улице ради своей свободы, но будут стоять сутки и в −30 для того, чтобы поклониться какому-то барахлу...»

Отметим, что количество подобных высказываний (сотни) не идёт ни в какое сравнение с количеством людей, пришедших поклониться святыне (сотни тысяч). Тем не менее, слышны эти высказывания по всей стране.

Есть и советы как правильно верить, есть и презрение, есть и откровенная ненависть к людям, пришедшим в храм. Откуда всё это берётся? Давайте попробуем понять.

Сразу бросается в глаза разница между верующими, пришедшими поклониться Дарам волхвов, и теми, кто отпускает презрительные комментарии по этому поводу. Граница между двумя этими типами людей проходит по отношению к ценностям, к жизненным целям и к идеальному вообще.

У верующих это идеальное есть, его содержание определяется православной верой. В рамках этого содержания Дары волхвов имеют сакральную ценность. И человеку, который идеальным обладает (пусть даже не-православным или вообще не-христианским), очень понятно, почему люди тратят время и силы, ограничивают свой комфорт и преодолевают другие трудности на пути к святыне.

А вот люди, у которых идеальное отсутствует, подобным пониманием похвастаться не могут. Но, поскольку они всё-таки люди, так или иначе они эту пустоту ощущают. Они видят верующих, чувствуют в них присутствие идеального и недоумевают — как такое возможно? Разве могут быть какие-то цели, кроме достижения комфорта? Неужели могут быть какие-то ценности, кроме материальных? «Нет! — говорит лишённый идеального человек, — такого быть не может! Потому что в этом случае я должен буду признать свою ущербность, а я не хочу и думать о своей ущербности». Налицо невроз, имеющий очень понятное происхождение и самые печальные последствия.

Вообще, чтобы как следует рассмотреть зияющую дыру на месте своего идеального, требуется определённое мужество. Ужас от созерцания чёрной пустоты таков, что естественная реакция на него — закрыть глаза и убежать. А потом попробовать убедить себя в том, что идеального не существует. Что померещилось. Именно этот ужас слышится в безумных воплях про «тупое православное быдло». И именно он просвечивает сквозь радостный визг атеистов, смакующих хулиганскую выходку идиота, сбросившего реликвию с постамента. Это и есть ужас собственного небытия.

У человека с дырой в душе два пути. Экзистенциальный ужас можно либо попытаться компенсировать, либо преодолеть. Для компенсации подойдут шопинг, бизнес, экстремальные виды спорта, гламур, и так далее. Подойдет также и ненависть к чему-нибудь конкретному или общему. Примеров подобной компенсации можно привести массу. Перебирая различные способы, можно в таком квази-человеческом существовании провести всю жизнь, но всегда где-то рядом будет маячить огромная тень небытия.

А вот для преодоления экзистенциального ужаса требуется не что иное, как любовь. Любовь к людям вообще, любовь к конкретному человеку, любовь к Родине — какая угодно, но обязательно подлинная. Именно она может дать мужество взглянуть на себя со стороны. Именно с ней в жизни появляется смысл. И именно она позволяет заполнить эту самую бесконечную пустоту, позволяя человеку раскрыться по-настоящему.


Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments