xianyoung (xianyoung) wrote in eot_su,
xianyoung
xianyoung
eot_su

Вымывание памятников

Оригинал взят у skubent2_0 в Вымывание памятников
Но, далёкому мужеству верность храня,
ты стоишь и молчишь у святого огня.

Маргарита Агашина "Солдату Сталинграда"




    Всё чаще встречаются новости, так или иначе связанные с памятниками. Убирают старые, ставят новые, что-то исправляют, как-то дополняют.
    И хотя это не всегда очевидно, но подобные новости - свидетельства ведущейся войны. Ведущейся грубо или тонко, массированно или точечно, нахрапом или тихой сапой... Но результат всегда один - разрушение и уничтожение.

    1. Самый простой (и потому очевидный) случай - это снос памятников. Советских. И здесь даже не нужно возвращаться в 90-е годы, когда вакханалия варварства достигла пика. Нынче хватает примеров своих - из больших и малых бывших республик Союза. Вот лишь некоторые - из нашумевшего:
    Кстати, про Грузию. Несколько месяцев назад многие успели порадоваться открытию трёхметрового памятника Сталину в Телави. Памятника, созданного общественной организацией на добровольные пожертвования граждан. Но, похоже, рано. Регулярные усилия вандалов кому-то представляются недостаточными. И теперь власти собираются устроить очередное карнавальное действо - объявить тендер на снос памятника.

    Но вернёмся к рассмотрению видов борьбы.

    Именно потому, что дикий беспредел 90-х затих, непосредственный снос памятников, во-первых, встречает сопротивление со стороны граждан и, во-вторых, ограничен технически.

    2. Как следствие, значительно чаще появляются новости об осквернении памятников. Причём спектр причин надругательств богат:
    Но и этого мало. Ведь краску отмывают, поломанное восстанавливают, хулиганов наказывают (хоть и не всегда)... А значит, нужен другой подход.

    И здесь начинаются вещи более интересные, хоть и менее яркие и эмоциональные.

    3. Размывание конкретики.
    Всё чаще слышны якобы благонамеренные пожелания воздать должное русским воинам. Всем и сразу. И соответствующих памятников - уже немало.

    В лучшем случае, формулировка будет: "русским воинам, погибшим за Отечество".
    Но обычно получается нечто вроде "всем русским, погибшим в вооружённых конфликтах". Возможно, вы увидите в этом отсылку к гражданским лицам - мол, не только солдаты да офицеры гибли. Но я вижу уравнивание "красных", "белых" и участников банд, воинов Советской Армии и предателей вроде власовцев и т.д.
    А ведь мы знаем много чётких, однозначных и при этом отнюдь не сухих, а вдохновляющих формулировок.

    Но даже рассматривая первый случай (который "лучший"), сразу возникает вопрос: зачем смешивать? Почему не поставить отдельный памятник воинам-афганцам, отдельный - воинам Александра Невского? Ведь совсем недавно поступали именно так... И ответ напрашивается один: чтобы не упоминать Великую Отечественную войну, чтобы сравнять её со всеми (несопоставимо разными) "вооружёнными конфликтами", чтобы принизить её значение и забыть про её суть.

    История мемориального комплекса "Скорбящая мать" в Миассе наглядно демонстрирует и результат подобного, и неизбежность такого результата.

    А вот наглядный пример из Иваново.
    Во-первых, под те самые благолепные речи сносят памятник 40-летию Победы в ВОВ. Во-вторых, прикрываясь демагогией в самом плохом смысле слова, "переносят" памятник. Попутно "облагораживают" его облик (чтобы вписался на новом вместе) и "теряют" ленту и годы "1941 - 1945". Что называется "лёгким движением руки брюки" один памятник превращается в совсем другой. Вместо конкретики - пафосно и общо. Ну, и в-третьих, на прежнем месте ставят совсем новый памятник. И даже формально привязывают его значение к войнам (кстати, опять всем сразу). Но я почему-то уверен, что в сознании эта связь не закрепится - и очень скоро горожане и приезжие будут удивляться тому, что площадь называется площадью Победы.
    Изящная комбинация, ничего не скажешь.

    Кстати, при наличии желания и ловкости того же эффекта можно добиться, поставив и отдельный памятник. Как это предполагается сделать на Поклонной горе в Москве.
    Одновременно в оборот вводятся нормальные с точки зрения "глобика", но дикие для нас термины - зачем нам, мол, своя история, когда есть такая замечательная европейская и общечеловеческая. И далее - со всеми остановками.

    4. И, наконец, самый "исподтишковый" приём.
    При неизменной, не тронутой внешности сам памятник полностью выхолащиевается, то есть лишается живого содержания, я бы даже сказал, отчуждается от своей сущности.

    Ведь что такое памятник? В чём его глубинная (а не поверхностная) суть?
    Памятник - это Символ с большой буквы. Сакральное место. Некий "канал", который позволяет нам соприкоснуться (через него) с чем-то надчеловеческим, приобщиться тому опыту, который выходит за пределы бытия.

    Прошу прощения за невнятные термины, но описать словами очень сложно.
    Значительно легче сослаться на А.Т.Твардовского и его "берег" или обратиться к личному опыту читателей их "общения" у могил на кладбищах.

    Этот "канал" не включается по щелчку - он открыт постоянно. И попадая в поле его действия, неизбежно это ощущаешь. Если, конечно, этот Символ наполнен для тебя смыслом. Тогда даже самые весёлые и разбитные притихают у подножия Родины-Матери - совершенно неожиданно для себя самих.

    А если смысл утерян, то "подключиться" к "каналу" невозможно. Высокий Символ превращается в простую вещь. Зачастую странную, непонятную. Ведь оценивается уже только пустая форма. В итоге - либо полное пренебрежение к Символу, либо естественные попытки придать новый смысл. Как это всегда в истории происходило со священными ритуалами и традициями.

    Соответственно, подрывные действия направлены именно на то, что бы отрезать людей от этого высшего, не позволить с ним соединиться.

    Часто это осуществляется через неспешную, вкрадчивую, как бы "естественную" и саму по себе трансформацию памятного места в достопримечательность. И/или в место отдыха и развлечений, народных гуляний и праздничных представлений.
    "Канал" ослабевает, тускнеет. Многие уже пробегают мимо, ничего не ощущая. Но понимание у людей ещё остаётся.
    На этом этапе у некоторых врагов лопается терпение - они считают, что уже можно всё. В результате - "чемодан" на Красной площади в Москве. Но - поторопились - пришлось-таки разобрать чуть раньше срока. В этот раз. Но тенденция просматривается...

    А где-то по этому пути идут относительно недавно, хотя и ускоренно.
    Например, в Брянске уже несколько лет "обрабатывают" Курган Бессмертия, посвящённый "жителям Брянска, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины". Расположен он рядом с парком культуры и отдыха. Но долгое время это соседство было спокойным - никто друг на друга не посягал. Видимо, сказалась грамотная планировка территории с соответствующим озеленением. И даже капитализм, робко заполонивший аллею, ведущую к Кургану, яркими и неуместными "на прокат", оказался бессилен - ибо он жался к земле, а Курган возвышался над ним невозмутимо и его не замечал.


    Но неожиданно "Городу боевой, трудовой и партизанской славы" присвоили звание "Город воинской славы". Немедленно были вырублены огромные ели в начале аллеи, ведущей к Кургану. А на их месте появилась унылая площадь (опять-таки, подчёркнуто посвящённая всем войнам сразу) с компенсирующе длинной, закрывающей Курган стелой, увенчанной двуглавым орлом. После чего и "реконструкции" аллеи было не избежать. Уже всё сровняли да выложили плиткой. Воткнули фонтан. Чем закончится - не ясно. Обещают ещё поставить военную технику, скопировав другие мемориалы. Но старая композиция разрушена. Нет комплекса - есть холм сам по себе. Нет прежней величавой строгости. Всё труднее нащупывается та "связь", которая ошарашивала и пронизывала насквозь. Которая ощущалась раньше как естественная и неизбывная.



    5. В заключение.
    Наверное, нельзя жить, постоянно ощущая описанную "связь". По крайней мере, пока. Но периодически - необходимо (если, конечно, стремишься преодолеть отчуждение от своей человеческой сущности и не согласен быть лишь "травой"). Поэтому и нужны памятники - как "канал" такой "связи".
    А вот знать и помнить о сущности памятников требуется постоянно - чтобы сопротивляться всевозможным атакам врага на памятники: как на сами "каналы", так и на нашу возможность их "задействовать".

    P.S. По понятным причинам рассмотрены были, в основном, военные памятники. Но суть явления неизменна.
    Например, есть (была?) в некоторых медицинских институтах традиция наряжать памятники великим русским врачам-учёным в медицинский халат. (Кстати, на сегодняшний день это уже выродилось в обматывание памятников туалетной бумагой. Но это так, к слову.) Но я не считаю эту традицию безобидной даже в таком, самом "почтительном" варианте. Потому что этот человек сам вылечил и спас сотни людей - и научил других, которые спасли уже миллионы. Действительно питая уважение к личности этого учёного, всерьёз восхищаясь его заслугами, невозможно даже помыслить о таком фривольном отношении к памяти о нём.
    (Медицинский вуз выбран для примера случайно. Подобные традиции есть у студентов всех специальностей.)

Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments