eot_su


Сообщество «Суть времени» в Livejournal


Previous Entry Поделиться Next Entry
История Пролеткульта. Часть IV – Пролеткульт и Энциклопедия
artemijv wrote in eot_su
Ленин и Луначарский 1920
   
Пролеткульт мог восприниматься вождями РКПб в качестве опасного конкурента партии
   
<<< Предыдущая часть ... Еще в 1911 году в работе «Культурные задачи нашего времени» А. Богданов высказал идею создания Рабочего (Пролетарского) Университета и Рабочей Энциклопедии. Предполагалось, что в Университете в результате предложенных новых форм обучения, (основанных, в том числе, на равноправии преподавателей и учеников), будут подготовлены новые кадры. А. Луначарский называл их рабочей интеллигенцией.
 
Богданов же говорил о «рабочих вождях»: «В нем (Университете) должны завершать свою идейную выработку люди уже взрослые по существу, с серьезным опытом в сфере труда и социальной борьбы. В известном — но отнюдь не аристократическом — смысле слова, это будут люди избранные: на деле доказавшие и свою общественную полезность, и стойкую последовательность, и упорное стремление к знанию, побеждающее неблагоприятные условия пролетарской жизни, работники, с бою взявшие свое культурное воспитание. Такие «студенты» будут истинными товарищами своих «профессоров», и в свою очередь их руководителями в выполнении коллективно-творческой задачи… Новый Университет… будет в состоянии ограничить свой цикл занятий одним-двумя годами».
 


По замыслу Богданова, именно выпускники пролетарского Университета должны составить новую, пролетарскую Энциклопедию. Которая станет третьей составляющей в деле построения пролетарской культуры и распространения ее в трудящиеся массы: воспитание и обучение в Пролеткульте, передача знаний в Университете и объединение знаний в Энциклопедии.
 
Идея создания разнообразных энциклопедий обсуждалась А. Богдановым и А. Луначарским еще на Каприйской школе, летом 1908 года. М. Горький, который читал рабочим лекции по литературе, задумал издание «ряда книг, всесторонне освещающих историю культурной жизни России» (некое подобие культурной Энциклопедии или «Энциклопедии для изучения России», как называл ее Горький).
 
Богданов же адресуется к трудам знаменитых энциклопедистов Дени Дидро и Жана Даламбера. Их Энциклопедию еще называли «Толковый словарь наук, искусств и ремесел». (Издавалась с 1751 по 1780 годы). Созданная накануне Великой Французской революции Энциклопедия идейно воплощала собой итог состояния знаний того времени во Франции. В преддверии грандиозных событий, перевернувших ход мировой истории, она являлась как бы «научным прологом» нового времени.
 
В 19 веке Сен-Симон также пытался издать «Энциклопедию» положительных знаний. Светила науки, которым он разослал предложения для участия в этом проекте, ответили молчанием и даже насмешками, поэтому он сам писал для нее книги «Введение к научным работам XIX века» (1808), «Очерк науки о человеке» (1813), «Катехизис индустриалов» (1823-1824) и др.
 
А. Богданов в «Культурных задачах нашего времени» (1911 год) писал: «Во второй половине XVIII века прогрессивная буржуазия готовила свою великую революцию, энергично собирая и организуя свои силы... Вот почему передовая группа буржуазных идеологов создала тогда знаменитую «Энциклопедию»… человек, прочитавший и понявший «Энциклопедию», мог уверенно сказать, что он знает свое место в природе и обществе, знает, откуда идет и куда, что надо человечеству и каждой разумной, активной личности...».
 
А теперь, по мнению Богданова, «Мы пришли к идее новой энциклопедии. …Итак, в Новой Энциклопедии должна быть устранена коренная абстрактность старого познания: его разорванность и оторванность от широкой практики человеческого коллектива. Теперь наука и философия должны быть представлены в том виде, в каком они станут действительно понятны трудящемуся человечеству: как созданные в историческом сотрудничестве поколений орудия организации коллективной деятельности людей… В этой работе решающая роль должна принадлежать не «варягам», а новой интеллигенции, выходящей из среды самого пролетариата, но не уходящей от него, в полной мере проникнутой его общими переживаниями. Только в зависимости от развития такой интеллигенции может быть составлен самый вопрос о великой Новой Энциклопедии».
 
К сожалению, вопрос о пролетарской Энциклопедии остался нерешенным и вскоре был забыт. Поскольку отрытый (Богдановым и его сподвижниками) в июне 1918 года Университет через полгода был закрыт в связи с тяжелой обстановкой на фронтах гражданской войны.
 
Однако почти одновременно с пролетарским Университетом в 1918 году открылась Социалистическая Академия общественных наук, заявленная как мировой центр социалистической мысли, инициатором создания которой тоже выступил Богданов и где до самой своей смерти оставался членом президиума.
 
Согласно «Положению ВЦИК и СНК о Социалистической академии 25.06.1918 года: «В состав Социалистической академии входят на правах ее сочленов слушатели всех отделов и отделений, все члены-соревнователи, постоянно работающие в ее установлениях, и, наконец, вошедшие в ее состав, согласно избранию, действительные члены, профессора, лекторы и ассистенты».
 
Структура Академии напоминала структуру пролетарского Университета. В состав Академии входили две секции: учебно-просветительская и научно-академическая. В сферу ее работы были включены научные институты: философии, истории, литературы, мирового хозяйства и экономики, аграрный, естествознания и др. Среди сотрудников академии были Л. Троцкий, Г. Зиновьев, Л. Каменев, А. Луначарский, зарубежные марксисты К. Либкхнет, Р. Люксембург.
 
Первоначально Богдановым даже предполагалось, что Академия будет работать в тесной связи с Пролетарским университетом. Но на деле оказывалось, что все его инициативы по созданию и устроению Пролетарского университета постепенно перехватывались и в том или ином виде осваивались различными государственными учреждениями и структурами.
 
Именно эта Социалистическая академия (ставшая в 1924 году Коммунистической) благополучно проработала до 1936 года, а потом ее институты были переведены в Академию наук СССР.
 
Перед тем как уйти из Пролеткульта, Богданов делает весьма масштабные попытки для его спасения и укрепления.
 
В 1919 году, когда в Москве собрался Первый конгресс Коминтерна, лидеры Пролеткульта в журнале «Горн» сделали заявление о желании создать Международный Пролеткульт.
 
И уже на Втором Конгрессе Коминтерна в Москве в 1920 году (после встречи делегатов Коминтерна и лидеров Пролеткульта) было сформировано Международное Бюро Пролеткульта под председательством А. Луначарского и опубликована декларация «Братьям пролетариям всех стран!», а вскоре заявлено о создании «Культинтерна».
 
На Культинтерн была возложена задача «распространения принципов пролетарской культуры, создание организаций Пролеткульта во всех странах и подготовка Всемирного конгресса Пролеткульта».
 
В 1921-23 годах пролеткультовские журналы периодически сообщали о создании пролеткультовских организаций за границей: в Германии, Великобритании, Италии, США, Франции и др.
 
Стоит напомнить: в ноябре 1920 года решением Политбюро Пролеткульт был подчинен Наркомпросу, и его культурная деятельность поставлена под партийный контроль.
 
В 1922 году на IV конгрессе Коминтерна была принята резолюция «К вопросу об образовании», в которой указывалось, что «в странах, где революционные образования рабочих осуществляются специальными организациями вне Компартии, цель образования должна достигаться постоянной активностью коммунистов в этих организациях». И поэтому члены партии, которые работают в пролетарских университетах, пролеткультах, рабочих университетах, не контролируемых напрямую партией и т. п., «подпадают под партийный контроль и должны следовать директивам партии».
 
Пролеткульт в 1923 году уже более однозначно выразил свою позицию: «При Коминтерне должен быть создан отдел Пролеткульта, который явился бы органом, координирующим и направляющим борьбу за пролетарскую культуру на международном уровне».
 
Опасения, что в Коминтерне появится, условно говоря, независимое культурное движение, вызывает в партийных кругах озабоченность и усиление давления на слишком «раскрепостившиеся» трудовые массы. После определенного идеологического прессинга деятельность Международного бюро Пролеткульта постепенно стала затихать.
 
Пытаясь вывести Пролеткульт из-под удара, А. Богданов вынужден был уйти из созданной им организации осенью 1921 года. Позже он стал главой Института крови, и один из экспериментов по переливанию крови, которые Богданов проводил над собой, оказался для него неудачным. Богданов умер в 1928 году.
 
Ряд теоретиков Пролеткульта (В. Полянский, В. Плетнев, Ф. Калинин) продолжали утверждать, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса. Более того, строительство пролетарской культуры Пролеткульт объявил делом исключительно индустриальных рабочих как выразителей пролетарской идеологии в ее чистой форме, игнорируя при этом не только крестьянство, но и интеллигенцию.
 
А когда В. Плетнев, с 1921 года новый глава Пролеткульта, опубликовал в «Правде» статью «На идеологическом фронте» (1922 год), Ленин раскритиковал статью, оставив на тексте прочитанной статьи комментарии: «Архифальшь!», «И сколько у вас пролетариата?». Плетнев же в своей статье писал: «Задача строительства пролетарской культуры может быть разрешена только силами самого пролетариата, учеными, художниками, инженерами и т. п., вышедшими из его среды».
 
Впоследствии Л. Авербах в статье «О пометках Ленина на статье В. Плетнева» так расшифровывал смысл ленинских замечаний: «Старый пролеткульт не только претендовал на монополию в строительстве пролетарской культуры, рассматривал себя как своеобразную культурную партию… Тов. Плетнев в своей статье, от сентября 22 г. …этими, собранными у пролеткульта силами, предполагал строить пролетарскую культуру… Было чрезвычайно тревожно то, что тов. Плетнев повторял старые пролеткультовские ошибки. Во много раз более опасно сегодняшнее дипломатничанье и маневрированье тов. Плетнева около осужденных т. Лениным и всей партией ошибок его статьи».
 
Словом, Пролеткульт мог восприниматься вождями РКПб в качестве опасного конкурента партии, к тому же набирающего силу и огромную популярность за счет вовлечения в свою орбиту широких народных масс.
 
Вероятно, это могло послужить одной из причин, по которой идея создания и окончательного оформления пролетарского Университета не была реализована. Как следствие, не получила своего воплощения в жизнь и идея создания пролетарской Энциклопедии. А постоянно обсуждавшиеся вопросы, что такое пролетарская культура и как она строится, так и остались без конкретного ответа.
 
Безусловно, были и другие причины, приведшие к слому пролеткультовского движения. И в первую очередь — отсутствие идеологического единства среди его лидеров.
 
Но, тем не менее, Пролеткульт оставил неизгладимый след в истории нашей страны как уникальное явление первых послереволюционных лет. Идеи и достижения Пролеткульта еще долго служили фундаментом для создания новой социалистической культуры, науки, образования и новых социалистических форм общественной жизни.
   
Следующая часть >>>
   
   
Марина ВОЛЧКОВА
 
 

промо eot_su февраль 26, 2015 13:13 43
Разместить за 10 000 жетонов
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…

  • 1

"Ничего не забыли и ничего не поняли" (Ш. Талейран).

Читаешь такое и с сожалением констатируешь: прошло уже без малого столетие, а всё ещё находятся "пинеры", метко охарактеризованные в те далекие годы "непросвещённым" народом: "ходят с барабаном и поют". Ибо так и не поняли, что социальной основой "оранжизма" является либеральный "гражданин мира" - индивидуалистический аналог так же противопоставляющего себя обществу марксистского "пролетариата", у которого "нет отечества". Поэтому современный "Либеральный интернационал" стратегически символичен «Третьему интернационалу»: в основе и прежнего, и нового "очистительного мифа" лежит редукционистская процедура упрощения. С позиций большевистского комиссара богатейшие и разнообразнейшие пласты культуры оказывались сведёнными к одной "буржуазной" составляющей. Вся старая культура ставилась на подозрение в качестве породительницы страшного исторического ублюдка - буржуазии. Теперь вся эта же культура находится под подозрением как породительница тоталитаризма. Пикатность ситуации придаёт и факт массового превращения бывших преподавателей научного коммунизма и пропагандистов советского образа жизни в пропагандистов "самой передовой" американской политической культуры и американского образа жизни - "ясен пень", что более передовому научно-экономическому "базису" должна соответствовать и более прогрессивная культурно-политическая "надстройка"... А все началось еще в Древней Греции прецедентом деления мира на цивилизацию и варварство. Который был воспроизведен в Европе Нового времени, оформившись в научно-рационалистическом менеджеризме, с апломбом заявившем о себе голосом деятелей Французской революции, задумавших подчинить весь мир преобразующей революционной воле новоевропейского человека, колонизующего мир и навязывающего ему свои стандарты "светлого будущего".

  • 1
?

Log in